КАК ФИРМА «КАМОВ» РАЗРАБОТАЛА АВАНПРОЕКТ КИТАЙСКОГО БОЕВОГО ВЕРТОЛЕТА Z-10

Dec 13, 2019 18:47



Эта история давно интересовала, но лишь недавно, открыв Книгу «Наука создавать» (под редакцией академика Сергея Викторовича МИХЕЕВА), случайно натолкнулся на материал об участии нашей фирмы «Камов» в разработке ананпроекта китайского боевого вертолета. Быть может, это будет интересно. Из «первых уст» (без изменений).
С китайскими коллегами-вертолетостроителями мы дружили всегда, а у меня, как дальневосточника, остались еще и воспоминания детства.
Словом, когда руководство КНР задумало создать свой специализированный вертолет, в их среде возникли трения в целесообразности и технической возможности создать унифицированную машину, способную соединить в едином объекте два вида ее боевого применения.
Работа нашей команды энтузиастов над поиском решений облика и состава средств вооружения перспективного боевого вертолета, по-видимому, внимательно изучалась «за рубежом» тем более, что впервые в мировой практике мы рассматривали применение вертолета соосной схемы.
Китайские коллеги очень внимательно относились к опыту мирового вертолетостроения, и к опыту, которым к тому времени они располагали. Поэтому их выбор остановился на одновинтовой схеме вертолета. В любом случае, фирма «Камов» была выбрана в качестве эксперта китайскими коллегами для создания национального перспективного боевого вертолета. По-видимому, некая нестандартность нашего коллектива привлекла их руководство пригласить фирму Камов к созданию аванпроекта носового китайского боевого вертолета - аналога европейского «Тайгера».
В Москву приехала огромная делегация китайских специалистов во главе с заслуженным человеком. Почти год мы вели переговоры и, в конце концов, я подписал контракт, по которому мы взялись предложить свое видение такого вертолета. Общий срок всей работы составил 9 месяцев и через два-три месяца защита каждого этапа в Пекине. Руководителем работ я назначил Виктора Ивановича Дорина - человека пунктуального и ответственного. В успехе я даже не сомневался. Все сработало «как часы», а облик одновинтового вертолета, созданный Сергеем Носовым, понравился китайским товарищам.


Результат, проведенной с китайским товарищами совместной работы, появился на широкой публике только через 15 лет, когда на одной из выставок в Китае был продемонстрирован боевой вертолет Z-10.


Интересно, что головной образец поступил на летные испытания, абсолютно точно соответствуя общему виду вертолета, подписанному мною 11 января 1996 года. Впоследствии, по-видимому, по результатам летной доводки в его облике появились незначительные изменения.
Начало 90-х годов для авиационной промышленности нашей страны было очень трудным. Фирма Камов выживала самостоятельно. Мы вели коммерческие работу в Канаде, Швейцарии и других странах и эта коммерческая работа мешала работать над перспективной тематикой. Проект китайского боевого вертолета стал хорошей финансовой поддержкой.


Параллельно с работой по созданию аванпроекта вертолета для Китая шли переговоры о том, чтобы мы разработали для него лопасти из композиционного материала. Однако, на этот раз они не согласились с запрошенной нами ценой и обратились к одной из французских фирм, но там с ними не стали церемониться. Подписали какие-то соглашения, но от передачи каких-либо технологий отказались.
Сейчас я открою, что сумма, которую мы запросили, была несколько больше 100 млн. долларов, но мы за эту сумму должны были передать технологию, по которой к настоящему времени изготовлено более девяти типов лопастей для всей нашей тематики. В те годы мы существовали без каких-либо особых инвестиций от государства.
Подведем итог. Камовская фирма разработала аванпроект одновинтового боевого вертолета. Аванпроект - не вертолет! А классика - не соосник… И, тем не менее, это серьезный опыт, который заслуживает уважения.

аванпроект, михеев, z10, камов, китай

Previous post Next post
Up