Из-за отсутствия своей отдельной статистики по вертолетам, разговор пойдет об авиации общего назначения (АОН) в целом.
Итак, из материалов Доклада заместителя руководителя Федерального Агентства воздушного транспорта Олега Сторчевого на заседании Общественного совета при ФАВТ «Проблемные вопросы в деятельности авиации общего назначения» (30.10.2018 г.),
… использование воздушного пространства воздушными судами АОН с каждым годом неизменно растет. Так, если в 2010 году всего было выполнено 1678 полетов воздушных судов АОН, в том числе 112 международных полетов, то в 2017 году - уже 71807 и 3078 полетов соответственно. Таким образом, в период с 2010 по 2017 годы этот показатель увеличился более чем в 40 раз. Соответственно, вопрос обеспечения безопасности полетов воздушных судов АОН начал набирать свою актуальность, также начиная с 2006 года. Для сравнения: если за период с 1997 года по 2005 год произошло лишь 2 авиационных происшествия, то за период с 2006 по 2017 годы в Российской Федерации с воздушными судами АОН произошло 229 авиационных происшествий, более половины из которых (55%) закончились катастрофами, в которых погибло 248 человек.
Таким образом, в период с 2006 по 2017 годы этот показатель увеличился в 114 раз.
Сейчас авиационные происшествия с воздушными судами АОН происходят в среднем каждые две недели. В каждой катастрофе гибнет в среднем 2 человека. Доля авиационных происшествий в АОН от общего числа авиационных происшествий, происшедших в российской гражданской авиации, ежегодно составляет 60 - 70%.
Нет смысла дальнейшего перечисления. К сожалению, вместо того, чтобы разобраться, у нас любят ругать АОН на всех уровнях. Все аргументы ругателей опираются на абсолютные показатели, что, на мой взгляд, не дает реальной картины. Как можно судить об аварийности без связи с налетом?!
Попробуем разобраться. Для начала сделаем допущение, что средняя продолжительность полета равна 1 час (тогда налет равен количеству полетов). Теперь мы можем подсчитать относительный показатель количество катастроф на 100.000 часов налета. И наконец, чтобы не пугать вас цифрами примем показатель 2010 года за единицу. В результате получим следующую картинку.
Оказывается, начиная с 2010-2011 гг. наш относительный показатель катастроф АОН РФ падает. В 2013 году наступает некая стабильность с позитивной тенденцией снижения. Вот вам и бурный рост!