Есть же еще и доныне усиливающаяся, вводя народ в заблуждение, вера измаильтян, являющаяся предтечей антихриста. Происходит она от Измаила, рожденного Авраамом от Агари, поэтому [приверженцы ее] именуются агарянами и измаильтянами...
Они служили идолам и поклонялись утренней звезде и Афродите, которую на своем языке называли Хабар, что значит "великая".
И вот до времени Ираклия сарацины явно служили идолам; от его же времени и до сих пор возник у них лжепророк, называемый Мухаммед (Μάμεδ), который случайно познакомился с Ветхим и Новым Заветом, сходным образом, говорят, общался с арианским монахом, [после чего] составил собственную ересь. Под предлогом обращения народа к кажущемуся богопочитанию он распускает слух, будто ниспослано ему с неба от Бога писание. Написав же в своей книге некоторые достойные смеха положения, он передал ее им для почитания.
[...]
Это и мы, скажем, знаем, но мы спрашиваем, каким образом писание низошло к вашему пророку? И они отвечают, что писание низошло на него свыше, в то время, когда он спал. И тогда мы скажем им такую шутку: "Поскольку, как вы говорите, сонным принял он писание и не почувствовал действия, то на нем исполнилось народная пословица…" (Человек во сне часто болтает вздор и видит всякую чепуху).
Когда мы снова спрашиваем: "Почему же, когда он в вашем писании приказывает вам ничего не делать и не принимать без свидетелей, вы не спросили его: прежде сам подтверди чрез свидетелей, что ты пророк, что от Бога пришел и какие писания о тебе свидетельствуют?" - стыдясь, они молчат.
Тогда мы законно им говорим: "Так как вам не позволено без свидетелей ни жениться, ни продавать, ни приобретать и так как и вы сами не принимаете без свидетелей ни осла, ни скота, получаете же и жен, и имущество, и ослов, и прочее при свидетелях, одну же только веру и писание - без свидетелей; ибо передавший вам это писание ни с какой стороны не подтвердил, и не только нет никого, кто свидетельствовал бы о нем, но даже [сам] он во сне получил писание".
[...]
Они порицают нас как идолослужителей, потому что мы поклоняемся кресту, к которому они испытывают отвращение. А мы скажем им: "Почему же вы прикасаетесь к камню, который находится в Каабе вашей и целуете его, обнимая?". И некоторые из них говорят [в ответ на это], что на нем Авраам совокуплялся с Агарью; другие же, что здесь он привязал верблюда, намереваясь принести в жертву Исаака. И [тогда] мы им ответим: "Писание говорит, что гора была лесистая и [покрытая] деревьями, из которых, сделав вязанку, Авраам возложил ее на Исаака (Быт.22:6), и что ослов он оставил со слугами (Быт.22:5). Итак, откуда вы берете [свой] вздор? Ведь там ни лесистой чащи нет, ни ослы не проходят?". Они стыдятся, но тем не менее все-таки говорят, что это - камень Авраама. И затем мы скажем им: "Пусть [этот камень], как вы болтаете, будет [камнем] Авраама; итак, обнимая его только потому, что на нем Авраам совокуплялся с женщиной, или потому, что к нему он верблюда привязал, вы не стыдитесь, однако нас осуждаете, что мы поклоняемся кресту Христа, через который сила демонов и блужданья диавола были уничтожены?" То же, что они называют камнем, есть голова Афродиты, которой они поклонялись, называя ее Хабар. На этом камне и доныне видна высеченная тень [головы] для тех, кто видит в совершенстве.
Преподобный Иоанн Дамаскин.
Отзывок из сочинения "О ста ересях вкратце"