Калуга, дом правительства, по дороге на круглый стол/КС под эгидой местного Уполномоченного по правам человека/УПЧ по проблемам оказания
бесплатной юридической помощи/БЮП в Калужской области;
по итогам КС "вердикт" правозащитников: бесплатной юр.помощи (по аналогии с бесплатной медициной или бесплатным образованием и по принципу: будьте реалистам - требуйте невозможного) в Калужской области нет,
а есть разрозненные "крохи", которые следует собрать воедино, чтобы о них знали, хотя бы, все провайдеры БЮП для развития практики перенаправлений (это когда провайдеры БЮП перенаправляют получателя к другим провайдерам, если они сами по причине нормативных ограничений или нехватки ресурсов не могут оказать человеку помощь в том объёме и по тому вопросу, которые требуются, или ограничены в этой возможности);
Первая претензия правозащитников: к № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", который определяет одним из субъектов государственной системы оказания бесплатной юридической помощи - федеральные и региональные органы власти, которые и являются главными нарушителями прав человека и на которые собственно и жалуются калужане (см. стр. 15 Ежегодного доклада
Уполномоченного по правам человека в Калужской области за 2016 год).
Вторая претензия правозащитников: к весьма ограниченному кругу лиц, которым гарантируется бесплатная юридическая помощь (только 9 категорий по ст. 20
№ 324- ФЗ "О бесплатной юридической помощи в РФ"):
1) малоимущие;
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
4) дети-инвалиды (дети-сироты, усыновители) ... если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с
Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (
№ 360-ОЗ ещё более урезает список субъектов по оказанию БЮП (например, куда-то подевался калужский нотариат) и не расширяет список объектов).
Третья претензия правозащитников: чинение явных препятствий со стороны государства к осуществлению правозащитной деятельности в Калужской области:
в Декларации о защите правозащитников (
Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1998 года): в ст. 13 написано: "Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, запрашивать, получать и использовать ресурсы специально для целей поощрения и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами".
Калужские правозащитники в течение 2 лет запрашивают специальную финсновую помощь и ресурсы государства, но не получают её.
Затрагивались вопросы ресурсов государственных провайдеров: сколько тратится непосредственно на производство услуг, а какая часть уходит на управленческие расходы (отчетность; сбор, заполнение, хранение, пересылка документации и пр.) Так за оказание устной консультации адвокаты - государственные провайдеры получают из бюджета Калужской области 300 руб., за составление письменных документов - 500 руб., а за участие в судах трёх инстанций - 4 тыс. руб. В Калужской области из почти полутысячи адвокатов - государственными провайдерами БЮП решили стать только 31 человек.
О своих возможностях и проблемах рассказали негосударственные провайдеры БЮП - ВУЗовские юридические клиники: их учтено в
калужском мин.юсте - 5 (одна из них - в городе Обнинске).На мой взгляд, самая продвинутая ЮК - в
Калужском институте Московского гуманитарно-экономического университета, поскольку уже 5 лет работает в тесном партнёрстве с
калужской правозащитной организацией "За права человека", созданной в силу конституционной нормы закона прямого действия - права на объединение (
ст. 30 КРФ) и
ст. 11 ЕКПЧ.
PS
в рамках КС был подписан договор о сотрудничестве УПЧ и Адвокатской палаты Калужской области: участники КС стали свидетелями этого события.
PPS
представитель калужского мин.юста продемонстрировал
Руководство по оценке региональной системы бесплатной юридической помощи и принятию управленческих решений по ее совершенствованию, создание которого профинансировал Совет Европы.