По данным МВД Украины, по состоянию на октябрь этого года почти 50 тысяч украинцев находятся в розыске как пропавшие без вести при особых обстоятельствах. Среди них как военные, так и гражданские.
Во время оккупации Харьковской области россияне, эленеровцы и деэнеровцы похищали людей из дома или даже на улице. Каждый украинский мог стать потерпевшим или жертвой насильственного исчезновения. Некоторых после допросов, пыток и съемок в пропагандистских видео кафиры отпускали, некоторых вывезли и пытаются осудить по сфабрикованным обвинениям, но судьба гражданских до сих пор остается неизвестной.
Так, без вести пропал житель Балаклеи Андрей Шаповал, который однажды не вернулся домой. вывезли в Россию, но его местонахождение пока неизвестно.
Во время полевой миссии в Харьковской области документаторы
Центра прав человека ZMINA пообщались с семьями этих трех без вести пропавших и произвольно задержанных. Рассказываем их истории.
Еще раз придете в комендатуру - окажетесь там, где ваш сын
По словам матери Андрея Шаповала Наталии, до полномасштабного вторжения ее сын жил и работал в Харькове. Перед войной он вернулся в Балаклею, где жил с ней и отчимом Виктором.
Во время оккупации Балаклеи Андрей каждый день ходил ухаживать за дедушкой и бабушкой своей подруги, переехавшей жить в другую страну. Пожилые люди проживали недалеко от дома его родителей.
Андрей Шаповал
"Обычно сын выходил из дома с утра и возвращался назад около 12:00" , - добавляет мама.
12 апреля 2022 года Андрей вышел позже обычного. Он забыл взять с собой документы и имел при себе только телефон. В тот день мужчина не вернулся домой. Дозвониться ему родители не могли, поскольку отсутствовала связь. При этом родные надеялись, что он остался дома у своих подопечных пожилых людей, чтобы не возвращаться домой во время начинающегося комендантского часа в 14.00.
На следующий день в квартиру Шаповалов пришла бабушка подруги, которую он навещал.
“От их дома до нашего примерно 10-15 минут пешком. На его пути блокпостов не было” , - утверждают родные.
Родители трижды ходили в оккупационную "военную комендатуру", которая находилась в здании отделения полиции Балаклеи, чтобы узнать местонахождение Андрея. Однако россияне говорили, что у них нет такого.
14 апреля 2022 года во время очередного посещения "комендатуры" оккупанты заявили родным Андрея, что в случае повторного визита они "окажутся там, где их сын". Однако, несмотря на это, они продолжали отрицать, что знают, где Андрей.
В тот же день к дому Шаповалов подъехало три машины.
“Они, вероятно, приехали из Купянска, поскольку до этого эти автомобили в такое же время, то есть утром, неоднократно приезжали в город. В частности, по адресам участников АТО. Они взламывали двери в квартирах” , - рассказывают родители Андрея.
В квартиру Шаповалов пришли с обыском шестеро оккупантов, похожих на спецназовцев. Лишь мужчина, который взламывал компьютеры, был с открытым лицом.
Кто-то из россиян спросил родных, где находится Андрей, объяснив это тем, что парень якобы "сдавал их позиции ВСУ". В ходе обыска россияне изъяли телефон Натальи и ноутбук ее сына. Также они проверили ноутбук отчима Андрея Виктора, установив на нем российский браузер "Яндекс".
"Мой телефон они так и не вернули. Еще они забрали с собой бумажку, на которой были записаны пароли от сыновних аккаунтов", - говорит Наталья.
По словам Виктора, накануне сидевший на военном заводе российский снайпер застрелил парня, который находился на крыше девятиэтажки и, вероятно, хотел отрегулировать антенну.
На следующий день родители случайно увидели видео с Андреем в инстаграмме. В нем парень признавался в якобы "корректировке огня для ВСУ, в результате чего погибли мирные жители". Также в ролике он восхвалял русскую армию. По мнению Натальи, сын мог такое сказать только по принуждению.
“На видео он был испуган, и видно было, как он читает (из бумажки. - Ред ) . Еще мы заметили, что обои на видео похожи на те, которые были в балаклейском участке полиции. Кроме сыновнего видео, мы видели в инстаграмме другие подобные "признания" и "извинения" похищенных балаклейцев", - вспоминают родные пропавшего.
После деоккупации Балаклеи Виктор общался с бывшими пленниками, которых незаконно содержали в отделении полиции и в здании "Харьковгаза". Однако никто из них не видел Андрея.
Наталья написала заявление в полицию о незаконном похищении сына и обратилась за помощью в Международный комитет Красного Креста. В качестве особых примет она приводит три татуировки на теле парня: на левой руке - сова и сакура, а на правой ноге - робокоп.
Мать переживает за сына, поскольку тот страдает анемией и плохо переваривает пищу.
“Из-за проблем с позвоночником Андрей плохо держит шею, поэтому иногда у него может падать голова. Его даже комиссовали из армии. Я надеюсь, что его найдут и что с ним все будет хорошо”, - с надеждой говорит Наталья.
Ваш муж заплатит за всех атовцев в деревне
По словам Виктории Гладкой, ее муж Виталий служил в 92 мотострелковой бригаде в течение 2016-2017 годов. После многочисленных ранений он ушел со службы и вернулся в семью в село Бригадировка недалеко от Балаклеи. Родители проживали в одном доме вместе с четырьмя детьми и внуками.
Он получил третью группу инвалидности. У него не видит левый глаз, в черепе стоит пластиковая пластина, в легких и голове остались осколки, которые нельзя было вытащить. Нет передних нижних зубов”, - описывает жена ранения мужа.
Виталий Гладкий
Первые полтора месяца россияне в Бригадировке не базировались, а поставили всего два блокпоста - на въезде и выезде. Время от времени оккупанты ходили по домам местных жителей с проверками.
Утром 5 апреля 2022 года к дому Гладких подъехали три автомобиля с "сетками", из которых вышло около 10 военнослужащих. Часть из них находилась в балаклавах. Выбив ногами калитку, они ворвались во двор и, угрожая автоматами, потребовали выдать им оружие. Виктория заметила, что у трех из них на форме была надпись ЛНР. Остальные были с белыми повязками на руках и ногах. Их главный, высокий человек кавказской внешности, имел позывной "Карен". Оккупанта с белокурыми волосами называли "Химик", а их водителя, худощавого и низкого роста, звали Андрей.
“Я их отвратительные лица никогда не забуду. Затем мы видели Химика в Купянске, где он был охранником местного ИВС. Еще он некоторое время находился в российском штабе в Волоховом Яру», - рассказывает супруга Виталия Гладкого.
Оккупанты показали Виктории бумажку с именами односельчан, которых они назвали "добровольцами". Гладким, что у них, по свидетельству их односельчан, должно быть оружие. Ничего не найдя, они забрали два телефона мужчины, его ордена и грамоты, но оставили его документы.
"Они не верили, что у нас нет оружия и говорили: "Завтра мы получим разрешение на обыск, и от дома не останется кирпича на кирпиче, если вы добровольно не сдадите" , - вспоминает Виктория.
Ударив Виталия ногой в грудь, они вытолкали его за ворота, где прикладом сбили с ног и положили лицом на землю. Они угрожали прострелить ему пальцы и ноги. Он простоял на коленях в окружении окупантов где-то минут 20. Затем ему связали ноги и руки, натянули на лицо шапку, которую перемотали скотчем, посадили в машину и увезли в неизвестном направлении.
“Его со связанными руками и ногами заставили прыгать в машину. Потом нам рассказывали знакомые, что в тот день Виталику с окровавленным лицом возили по селу в багажнике автомобиля. Они подъезжали к домам и показывали людям моего мужа, спрашивая у них, знают ли они воюющих», - вспоминает Виктория.
В тот же день в Бригадировке кафиры похитили еще четырех бывших атовцев. Некоторых из них избили, но потом их всех отпустили, кроме Гладкого.
15 мая 2022 года в дом Гладких приехали деэнеровцы вместе с водителем оккупантов Андреем. На этот раз они забрали машину "Нива", аккумулятор и инструменты. власть, его приговорят к 15 годам заключения в “купянском суде».
“Я спросила, когда они вернут машину. оккупанты сказали, что Виталий вернется на ней домой. Но этого не вышло. Позже я спрашивала "Карена", почему других задержанных мужчин отпустили, а Виталия - нет. Он ответил, что Виталий "заплатит за них всех" , - с болью говорит женщина.
Вечером в Гладкие приехали пятеро нетрезвых деэнеровцев. оккупанты требовали у Виктории отпустить с ними дочерей. Женщина отказалась это делать. В это время к дому подъехала еще одна машина, в которой находился старший военный. Он приказал им убираться прочь, что они и сделали.
На следующий день в дом Гладких снова приехали деэнеровцы, однако в этот раз они начали угрожать дочерям Виктории. По ее словам, они обещали сделать с девушками то, что "украинские военные делали с их женщинами в Донбассе". К счастью, они уехали и больше не возвращались.
10 августа 2022 родные ездили в оккупационный отдел полиции в Купянске, чтобы отдать передачу для Виталия. Но им ответили, что такого не содержат и посоветовали искать мужчину в Балаклейском районе.
После этого Гладкие поехали в балаклейскую оккупационную военную комендатуру, которая находилась в здании типографии "Балдрук". Там тоже ответили, что у них нет такого. Более того, жене Виталия сказали, что тогда, когда его забрали, "России там еще не было". Поэтому его похитили "некие добровольцы". Тогда жена написала заявление в оккупационную полицию об исчезновении мужа.
После деоккупации села в родные Виталия приехал бывший пленник, который сообщил, что в период с 6-го по 10 апреля Гладкого удерживали вместе с ним в подвале автопарка в Балаклее.
Он рассказал, что Виталия бросили в подвал избитого, но потом никого из тех, кто там был, больше не били. Этого мужчину и некоторых других удерживаемых уволили», - вспоминает женщина.
Другой свидетель, который тоже был в подвале с Гладким, сообщил Виктории, что в автопарке их удерживали до 22 апреля. машины и увезли в неизвестном направлении.
Позже семье сообщили знакомые, что Виталий якобы находится в Старобельске Донецкой области.
После деоккупации Бригадировки Виктория написала заявление в украинскую полицию, где отметила, что на теле мужчины есть особые приметы в виде татуировок. На груди с правой стороны - скорпион, на левом боку - розы и ІІ группа крови, а на правом плече - недорисованный орел.
По словам жены, после незаконного похищения Виталия ей очень тяжело содержать семью. Еще труднее было пережить оккупацию Бригадировки, когда от них отвернулись все родственники из-за мужа-атовца.
“Люди в селе перестали с нами общаться, будто мы были врагами народа… Должны сами выживать без мужа. У сына после того, как у него на глазах избили отца, начались психические проблемы. Зрение на правом глазу упало до 3%, время от времени у него случаются приступы - он начинает задыхаться. Иногда дети между собой говорят: "А помнишь, как избивали деда?". Ничего они не забывают…” - с болью в голосе говорит женщина.
Через СМС "Сдавайтесь в плен ВСУ" жителей Великого Выселка содержали в Старом Осколе
По словам Ольги Демкив, ее брата, жителя села Большой Выселок Алексея Полинкевича кафиры похитили 19 сентября 2022 года. В тот день он вместе с товарищем поехал на своей машине, девятке бордового цвета, в соседнее село Богдановское.
Алексей Полинкевич
“Они поехали за сигаретами. По дороге их остановили оккупанты. У Алексея не было с собой телефона, а у друга не было. И там было СМС-сообщение "Сдавайтесь в плен ВСУ". Их обоих и забрали. После этого их никто не видел”, - рассказывает Ольга.
Позже жители Тавильжанки (село в Купянском районе Харьковской области. - Ред.) видели, как на машине Алексея катались россияне, а затем ее нашли разбитой на обочине.
Впоследствии на связь с родными Полинкевича вышел бывший пленник, бывший с Алексеем в тюрьме в Старом Осколе. Он рассказал, что сначала их избивали, но потом перестали. Также их заставляли неподвижно стоять целый день и даже не разрешали присесть.
“Алексея и его друга некоторое время держали в лагере для военнопленных где-то на границе с Украиной. полиграф, когда их могли спросить о чем угодно”, - вспоминает Ольга.
Как утверждает бывший пленник, Алексея и его друга якобы перевезли в другую тюрьму.
Ольга рассказала, что, кроме Алексея, россияне похищали других людей в селе. Одному из бывших пленников оккупанты отбили почку, и он после деоккупации села вынужден был делать операцию. Из соседней деревни мужчину тоже похитили и до сих пор не отпустили, как и Алексея.
Автор:
Элина Сулима Источник:
ZMINA