Одна война, но две победы. Да, такое возможно и это Вторая мировая, которая для советского народа стала Великой отечественной войной. Почему так случилось, что для нас День победы, 9-е мая стал самым значимым праздником со слезами на глазах, а для Европы это просто событие, которое по значимости значительно уступает дню окончания Первой мировой войны?
Все кроется в политических целях войны. А какие цели, такой и режим оккупации. Нацистский план «Ост» не предполагал будущего советскому народу. Население планировалось уничтожить, а Москву и Ленинград стереть с лица земли. Отсюда и жесточайший режим оккупации, в результате чего гражданского населения погибло больше, чем на фронтах войны солдат. Ну действительно, зачем нам хорошее питание, лечение, образование, театры, галереи, если нас намеревались уничтожить?
Совершенно иные цели были у нацистов по отношению к европейским странам и народам. Не намеревались они стирать с лица Земли Париж, поэтому и оккупационный режим был соответствующий. В режиме до оккупационном работали булочные, кондитерские, универмаги. Дамы стояли в очереди не за хлебом, а за модными чулками. Все рестораны были забиты посетителями, за порядком на улицах следили французские полицейские. Снимались кинокартины и известные впоследствии артисты свою известность нарабатывали во время оккупации. Артисты и артистки ездили в Берлин на премьеры кинофильмов. Французская армия в колониях Африки и Ближнего Востока отбивала атаки Британских экспедиционных сил и подразделений Де Голля.
Фото из открытого источника. Париж во время оккупации
Во Франции действовала судебная французская система и законы Франции. Когда попадался мальчишка из Сопротивления, одержимый идеями Де Голля на борьбу с оккупантами, то разгорались целые баталии между…французскими и немецкими адвокатами!
Представим ситуацию, французские швеи на фабрике пошили обмундирование для солдат Вермахта. Обмундирование складировали на фабричном складе. Парень из сопротивления напал на склад и поджег его. При этом пристрелил французского жандарма. Парня хватает гестапо. И с этого момента начинается анекдот. Тут же нарисовались французские адвокаты и в гестапо…в гестапо, Карл, заявляют, что парень француз, убил гражданина франции и сжег склад французской фабрики, и этим нарушил французские законы. Значит судить его должен французский суд!
В ответ на такой бунт против оккупационной администрации в Гестапо вызываются немецкие адвокаты! Которые вступают в бой со своими французскими оппонентами. Ничего подобного! - заявляют немецкие адвокаты - уничтоженное обмундирование предназначалось для солдат Германии, и убийство полицейского совершалось с намерением ослабить оккупационный режим. Значит парня из Сопротивления должен судить немецкий военный трибунал по законам Германии!
Французские адвокаты отступают, но не сдаются. В судебном заседании военного трибунала Вермахта парня защищает французский адвокат. А когда трибунал вынес заведомо предсказуемый приговор о смертной казни для подсудимого, то адвокат подает апелляционную жалобу. И все ждут решение вышестоящего суда! Нам, советским людям, такое в отношение нашего партизана даже во сне не могло присниться!
Фото из открытого источника. Остров Джерси во время оккупации
Идем дальше! Переносимся в воды Ла Манша. Недалеко от берегов Франции находится группа островов - Нормандские острова. Они были оккупированы германскими войсками в 1940 году. Для жителей островов уклад жизни, законы не поменялись. По прежнему, за порядком на улицах следили местные полицейские в своей форме, единой для полицейских Великобритании. Работали магазины, жители занимались своими делами. И есть среди Нормандских островов остров Сарк. Сейчас на нем живет 600 человек, примерно 40 домохозяйств, а в 20 веке жило и того меньше. Глава этого крошечного государства монарх - Сеньор или Дама. Это единственное государство, где сохранился феодализм! Дама является вассалом Королевы Великобритании! На острове запрещены автомобили и передвигаться можно на велосипеде, на лошади, или пешком. Землей владеет только монарх, остальные - арендаторы.
Так вот, одним солнечным утром к острову причалил катер с несколькими солдатами Вермахта и офицером. Они явились к Даме и объявили ей, что остров отныне под оккупацией войск Германии.
Ее реакция убила наповал всю «армию» оккупантов.
Дама возмутилась - Что? Какая оккупация? Я Германии войну не объявляла и мне от Германии не поступало уведомление о начале войны! А посему, вон отсюда!
Офицер связывался по рации с начальством и выяснили, что ведомство Рибентропа (Министерство иностранных дел) действительно не уведомляли монарха острова об объявлении войны. Офицер с солдатами вернулись на катер и свалили. Позднее, правда, офицер получил от высокого начальства по шее за свою глупость и вернулся на остров Сарк и повторно заявил Даме об оккупации.
Дама вынуждена была смириться - что с вами делать? Не драться же с вами. Солдат у меня нет, полиции нет, тюрьмы тоже нет. Хрен с вами, живите, оккупанты! Но не дай бог притащите на остров автомобиль, лично всех отхожу кухонным полотенцем. Пешком походите, не баре!
Фото из личной коллекции. Остров Джерси сегодня. Монумент в честь освобождения от оккупации
Но на маленьком острове шли и настоящие боевые действия! В 1942 году британские командос высадились на острове. Они встретили местную женщину, от которой получили стратегические данные - газеты с острова Гернси и, что немецкие солдаты живут в деревенской гостинице. Кстати, эта женщина категорически отказалась вместе с командос покинуть остров, поскольку хозяйство, коровы, куры требуют внимания и заботы.
Британские командос решили захватить пленных - они пришли в гостиницу и вывели из нее пятерых сонных солдат Вермахта. Оного солдата не устраивала турпоездка в Британию и он начал орать, разбудив остальных солдат. Началась перестрелка и в суматохе пленники попытались сбежать, но были застрелены. Британцы к себе в Англию доставили только одного пленника, который и выложил все, что знал, что их на острове пара десятков, полусонных героев Вермахта, которых очень устраивает деревенская жизнь на Сарке и менять ее на Восточный фронт никто не хочет.
9 мая 1945 года Дама приняла капитуляцию от офицера оккупационных «войск» и весь десяток военнопленных отправила убирать мусор на улицах своей деревеньки.
Фото из личной коллекции. Современный остров Гернси. Пирс порта. Вид с корабля.
Переносимся в Грецию. Афины, февраль-март 1943 год. Проиграв войну в начале 1941 года, греки вернулись к обычной жизни, ходят на работу, просиживают в таверне по вечерам, где пьют вино и ругают оккупантов.
Но в Феврале 1943 года ребята из Сопротивления узнали о секретном плане оккупантов на отправку молодых греков в Германию на работы. Это означает, что нет тебе таверн с вином, но есть работа с утра и до вечера и без всяких сиест на дневной сон.
Национально-освободительный фронт Греции, созданный греческой коммунистической партией, объявил всеобщую забастовку. Встали все предприятия Афин. А 24 февраля 1943 года народ массово вышел на демонстрацию. В общей сложности вышло более 100 тыс. человек. 5 марта 1943 года демонстрация повторилась, но на нее вышло уже более 300 тыс. человек! Народ захватил здание Министерства труда и уничтожил все списки лиц, подлежащих отправке в Германию. Забастовку поддержали рабочие других городов Греции и все крупные города бастовали, а жители выходили на демонстрации.
Читатель, ты спросишь, а что делали Гестапо и Вермахт? Неужели не подавляли выступление? Подавляли и даже были жертвы. Так за все время волнений погибло 18 человек. Кого то задавили в толпе, кто то схватил пулю.
Оккупанты отказались от своих намерений отправлять греков на работы в Германию.
Можно ли такое представить, скажем в оккупированном Смоленске? Да фашисты просто всех танками раскатали бы по земле и не церемонились бы.
Поэтому эта война очень разная война для нас, советских людей и для жителей Европы. Поэтому и отношение у нас разное к дню Победы. С одной стороны, мы имеем право праздновать именно День Победы, а не день примирения. А с другой стороны, мы должны осознавать, что не можем от европейцев требовать такого же сакрального отношения к войне и Победе.
Вот отчего у них не День Победы, а День примирения и памяти. После войны Франция и Германия решили делать шаги на встречу друг другу для примирения. Был создан угольный союз, который вырос до современного Европейского Союза. Была создана совместная воинская единица - бригада, где батальоны немецкие и французские, а команды отдаются на обоих языках. В этой бригаде трудно представить, чтобы одна половина праздновала победу на другой половиной, а другая половина каялась и извинялась перед первой. Ну какая после такого будет воинская единица? Это уже невозможно назвать единой воинской частью.
У каждого своя история и своя жизнь!