Криминал в России в 1990 и 2010 гг. Эволюция продолжается

Nov 13, 2013 18:06

Криминал. Эволюция продолжается

Во времена правления в Валахии князя Влада 3, (более известного как "Дракула"), преступность в той местности сошла на нет. А не стало ее из-за крайне недоброжелательного отношения указанного Дракулы к разного рода жуликам, бродягам и злодеям. Дракула не знал таких элементарных вещей как условное наказание или амнистия, и за любой проступок, будь то кража куска хлеба или убийство, наказывал крайне однообразно и просто -- сажал провинившегося на кол. При этом все время правления Влада 3 Дракулы, продолжавшегося 6 лет, у источника на главной площади столицы княжества -- города Тырговиште, днем и ночью стоял золотой кубок, из которого любой желающий мог напиться воды. И никто даже и подумать не мог, чтобы украсть эту ценную вещь.

В России же, спустя более чем 550 лет, совсем не так. Пропадают с домов бронзовые мемориальные доски, исчезают во мраке приемных пунктов металлолома бюсты, стоявшие на площадях и улицах наших городов,  километрами и прямо под напряжением растворяются в пространстве провода ЛЭП и линий связи. В 2000 году жулики ухитрились утащить 230 метров силового кабеля (почти тонна меди) даже из святая святых Генеральной прокуратуры России -- Управления по расследованию особо важных дел! Материал из Интернета своевременно убрали, но дело до сих пор числится в приостановленных...

Новое тысячелетие мы встретили взрывами автомобилей предпринимателей и треском автоматов -- пистолетов киллеров. Увы, взрывы и заказные убийства стали повседневной обыденностью не только для Чечни и Северного Кавказа, но и для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тольятти, других городов нашего Отечества. Так что "криминальная революция", о которой в конце 80-х годов прошлого столетия предупреждали профессионалы (см. Лев прыгнул) и свершение которой констатировал Станислав Говорухин, плавно переросла в "криминальную эволюцию".

И вроде бы приостановившись в начале "нулевых", криминал обретает новую силу в начале 2010-х...

"Криминальная эволюция" проявляется в нашем уже обыденном отношении к ежедневным сообщениям средств массовой информации об очередном заказном убийстве или покушении, похождениях "братков", очередной раскрытой многомиллиардной афере по разворовыванию российских богатств, малолетних убийцах или коррумпированных чиновниках.

Происходит быстрая и глубокая криминализация государства. Понятие "закон" все более верно подменяется "понятиями", сила закона -- законом силы, а героями детективных романов становятся киллеры-"Робин Гуды" и "воры в законе". И в том, что блатная феня, язык Cаmedy Clab, "Дома-2" и "Реальных пацанов" инфильтруется в литературный язык, а дальше -- в сознание большинства населения. Парадокс, но Рафшан и Джамшут из "нашей раши", "резиденты" "Camedy Clab" и участники "Дома-2" становятся в России более известны, чем Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Блок, Толстые... Грустно... и страшно.

Выплескиваемая на экраны телевизоров, мониторов и страницы газет "чернуха" еще больше усиливает иллюзию криминальности российского общества начала третьего тысячелетия и бессилия государственной власти в борьбе с преступностью и мафиозными структурами, контролирующими целые регионы. Вернее, подчеркивает иллюзорность всех усилий власти "побороть" эту самую преступность. И, вероятно её не желание.

Уверен: главная причина нынешнего полукриминального состояния России -- отсутствие политической воли ее правителей на стабилизацию криминогенной обстановки.

Декларируемое на протяжении двух десятков лет усиление борьбы с организованной преступностью и криминалитетом ограничивается многочисленными реорганизациями правоохранительных органов и созданием новых, которые вместо реальной пользы и усиления контроля над криминальной ситуацией плодят, в полном соответствии с законами Паркинсона, кучу "руководящих и направляющих" во главе с генералами, оставляя рядовой оперативный состав еще более нищим и с техническим оснащением 20-30-летней давности. Да и было бы странно ждать чего-то другого на фоне скандалов с криминальным подтекстом, которые потрясали и потрясают вершины власти нашей страны последние 20 лет.

- А кто такие эти полицейские? - спросила Селедочка.

- Бандиты! - с раздражением сказал Колосок. - Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских - защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне все равно!

- Тут у вас как-то чудно! - сказал Винтик. - Зачем же вы слушаетесь полицейских и еще этих... как вы их называете, богачей?

- Попробуй тут не послушайся, когда в их руках все: и земля, и фабрики, и деньги, и вдобавок оружие!"

Н.Носов "Незнайка на Луне"

Тот же закон "О полиции", подписанный президентом 7 февраля 2011 года, не способен ни то что кардинально, даже хоть как то заметно, изменить криминогенную ситуацию в российском обществе. Может быть и "хотели как лучше"... Цели и задачи были поставлены самые что ни на есть высокие, а исполнение как всегда... убогое.

Особенно наглядно это видно с учетом произошедшего сокращения численности оперативного состава. Исходя их "духа" реформы думали, что сократят тыловиков, кадровиков, штабную проверяющую шушеру... Нет -- первые на сокращение -- это опера уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, участковые, служба по делам несовершеннолетних... А аппарат Министерства ВД раздули до 10000 штатных единиц. Для управления и контроля, наверное.

Что "оборотней" меньше будет? Да нет, "оборотни"-то как раз и останутся. И это станет головной болью совсем не ДСБ МВД, а нашей, граждан России.

Закон "О полиции" не меняет главного -- подходов к борьбе с преступностью и  оценке ее результативности. Оценка работы МВД до настоящего времени остается чисто советской, чисто статистической, разработанной Госпланом СССР во времена тов. Сталина, и ведется по сравнению к АППГ (АППГ -- аналогичный период прошлого года). А это самая коварная и вредная вещь, которой при знании и навыке можно запросто манипулировать так, что самый криминальный райотдел внутренних дел, типа Кущевского, станет передовиком борьбы со всеми видами преступности (организованной, уличной, несовершеннолетних, рецидивной, и т.д. и т.п.). Всю реформу МВД России можно было свести к отмене этого пресловутого АППГ, который обязывает милицию-полицию не работать, а "делать показатели", "давать полки".

В марте 2001 года я в составе группы сотрудников региональных ГУВД-УВД был в США. Нас поразил ответ начальника управления полиции одного из крупнейших городов США на вопрос по поводу оценки результативности работы полицейских: "Я никак не оцениваю. Это невозможно сопоставить -- Джон и Билл несут службу в порту, а Айк и Фрэнк в даунтауне. Ну и как я могу сопоставить их работу?". "А показатели?" Он так и не понял нашего вопроса, даже после долгих объяснений переводчиков, и был очень удивлен самим существованием "системы показателей". Короче, говорить с ним об этом было совершенно бесполезно. Не понимает человек...

***

А вот еще немного статистики. Но уже судебной:

В период 2004-2009 гг. пожизненное лишение свободы за умышленное убийство было назначено от 0,2% до 0,5% всех осужденных за это преступление. Максимальный срок лишения свободы назначен лишь от 3,2% до 4,6% всех бандитов.

За нанесение тяжкого вреда здоровью (в том числе и повлекшего смерть - фактически то же убийство) в 2004-2009 гг. максимальный срок лишения свободы был назначен только двоим лицам из 234,4 тыс. осужденных за это преступление! В период 2004-2009 гг. от 32,6% до 36,9% всех осужденных за это преступление получили условный срок лишения свободы.

В 2004-2009 гг. общее число лиц, осужденных за бандитизм, составило 1180 чел. Из них за этот период времени только три бандита (!!) получили максимальный срок лишения свободы.

Иногда действия явных бандитов квалифицируют как разбой. Но здесь ситуация с наказанием складывается явно алогичная. Из 146,9 тысяч лиц, осужденных за разбой в 2004-2009 гг., только… 7 человек получили максимальный срок лишения свободы!

Совокупное количество лиц, осужденных в 2004-2009 гг. за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), составило 440 человек. Лишь 37 осужденных мафиози получили максимальный срок лишения свободы.

Что означают все эти цифры? Только одно. Огромное количество преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, не наказываются в должной мере. Все это порождает в массовых масштабах ЧУВСТВО БЕЗНАКАЗАННОСТИ. Правоохранительная система по существу черпает воду решетом. Немного попугав опальных преступников, она вновь запускает их в общество. А там они продолжают жить по своим волчьим законам, совершая все мыслимые и немыслимые по жестокости преступления.

Самый страшный итог 2000-2010гг. -- рост латентной преступности. Вот результаты некоторых удручающих и страшных  исследований 2010 года (http://www.versia.ru/articles/2011/feb/21/statistika_prestupleniy_v_rossii):

"В Уральском научно-практическом центре медико-социальных и экономических проблем здравоохранения год назад провели исследование под руководством доктора медицинских наук Юрия Кузьмина и научного сотрудника Анны Колчиной. Учёные, работающие в сфере медицинской социологии, также приходят к весьма печальным выводам. Проанализировав случаи умышленного травматизма только в Челябинской области, учёные сделали неожиданный для них самих вывод: убийства, скрытые и зарегистрированные, главная причина смерти от травм в России.

В последние годы в структуре смертности людей трудоспособного возраста травмы и отравления занимают первое место: у мужчин они являются причиной смерти каждого второго умершего, у женщин - каждой третьей. Потеря трудоспособности в результате травм и смертность в их результате, по мнению исследователей, не имеют тенденции к снижению и занимают одно из первых мест во многих регионах России. При этом темпы роста уровня смертности вследствие этих причин гораздо выше, чем, скажем, от заболеваний системы кровообращения, органов дыхания и пищеварения, новообразований и другой патологии. В общей статистике смертности населения нашей страны от травм на первом месте находится «смертность от повреждений с неопределёнными намерениями» - 23% всех случаев! А ещё 16% таких происшествий впоследствии прямо квалифицируются как убийства. Но самое интересное уральские учёные припасли «на закуску». Оказывается, почти в 88% случаев травмы причинялись с помощью ставшего нарицательным «тупого твёрдого предмета», в 10,8% случаев - острых предметов и в 1,2% - огнестрельного оружия. Ничего себе травматизм!

Если кто-то считает, что в Москве со статистикой не проделывают тех же трюков, что и на Урале, - не заблуждайтесь. Ещё пять лет назад группа исследователей из ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» под руководством профессора Юрия Михайлова исследовала медико-социальные различия смертности населения в Москве и составила социальный портрет жителя Москвы, умершего в трудоспособном возрасте. Выяснилось, что 64,2% социально адаптированных людей, умерших в возрасте 20-29 лет, погибли от травм. Характер травм, как и на Урале, определялся пресловутым «тупым и твёрдым предметом». В группе умерших бомжей и алкоголиков доля погибших от травм была, что примечательно, значительно меньше и составила 53,3%. Но никто не квалифицировал такие травмы как убийства!

Самое примечательное то, что согласно выкладкам медиков в среднем по России смертность 20-40-летнего населения от «повреждений» - опять тот самый «тупой и твёрдый предмет»! - достигает 70%. А максимальный «недоучёт» смертности от убийств практикуется в Астраханской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Камчатской, Костромской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской областях, республиках Мордовия и Татарстан, Хакасия, а также в Москве".

Так что мы имеем, то что имеем... И все эти реформы МВД и силовых структур, особенно последние 10 лет -- так это то ли видимость бурной деятельности, то ли большой распил бюджетных средств -- ни милиции, ни гражданам страны от этого лучше не становится...

Кроме того, следует отметить растущее количество статей Уголовного кодекса РФ, то есть искусственную, и обусловленную скорее политической, чем социальной ситуацией, криминализацию общественного поведения. Только за последние 10 лет число статей УК увеличилось примерно на 20.

***

Полностью искоренить преступность не удалось и не удастся ни одному государству и ни одному режиму. И пример с Дракулой я привел совсем не потому, что ратую только за кол для преступников (в России живу, а у нас "от сумы и от тюрьмы..."), -- нет, я за политическую волю наших властей, направленную на ограничение преступного "беспредела" в стране. Ведь каждая пуля киллера, каждый взрыв, а тем более терракт, при своей безнаказанности убивают не только жертву -- они убивают во всех нас остатки веры в официальные институты страны, в которой живем, в силу и возможность государственной власти остановить преступный беспредел. Убийство чиновника или предпринимателя заставляет других чиновников и предпринимателей быть более сговорчивыми при рассмотрении дел и принятии решений, а любое, "удачное" и оставшееся безнаказанным, преступление закономерно влечет за собой другое, еще более масштабное.

Понимая, что пустое теоретизирование на темы наличия-отсутствия политической воли-безволия по пресечению (или ограничению) разгула преступности у российской власти реальной пользы никому не принесёт, я собрал в этом разделе сайта кое-какую информацию, которая, льщу себя надеждой, возможно поможет Вам самим защититься от преступного беспредела.

С уважением,
подполковник милиции в отставке Александр Захаров
http://www.aferizm.ru/kriminal.htm

криминал в России

Previous post Next post
Up