...Как вы думаете, это все происходит по какому-то плану или, грубо говоря, от неумелости?
- Я прошу вас отнестись к моим словам внимательно: власть действует вполне умело. Нужно только правильно понимать направление этой умелости. Национальная идея России - это всемерное личное обогащение с последующим закреплением или сокрытием награбленного, заработанного, намошенничанного - как угодно. А политика является обслуживанием и крышеванием большого бизнеса. Обогащение первично, политика вторична.
Под этим углом зрения все действия власти оказываются абсолютно логичны: сокращать все расходы, а деньги увозить за бугор. Разумеется, они не вернутся в страну никогда, а в случае каких-то трудностей через доверенные банки молниеносно окажутся в чьих нужно конкретных карманах.
...Если учесть, что коренное население беспрерывно и неукоснительно сокращается, а замещение происходит населением иного этноса, иной культуры, иной ментальности, истории, религии, языка, то можно говорить о гибели страны, и возникает такое впечатление, что власть играет на понижение. Вот как на бирже играют на понижение акций какой-то компании, так и власти играют на понижение акций под названием Россия...
У нас любят исторические параллели. Сейчас у нас действительно начинается 1937-й или идет вторая половина 1970-х с их все возрастающим маразмом?
- А почему же одно должно исключать другое? С одной стороны, то, что мы с вами об этом разговариваем, свидетельствует, что сейчас и не 1970-е, и не 1937-й. За границу выпускают свободно, рубли на доллары и обратно менять можно. В сущности даже можно за свой счет выпустить какую угодно книжку. В сущности можно работать, а можно не работать - дело хозяйское. То есть уровень свобод все-таки чрезвычайно большой! Такой, какого в России не было вообще никогда, не считая разве что 1990-е годы.
С другой стороны, государственная машина настолько порабощена личным обогащением всех своих узлов и винтиков, что она уже не может работать. Это первая угроза власти.
Вторая угроза: когда чиновник убеждается, что он может воровать безнаказанно, он начинает наблюдать власть в подзорную трубу, начинает полагать себя экономически достаточной единицей. И тогда наступает некоторая свобода на уровне чиновной элиты, что угрожает вертикали власти. Вертикаль рассыпается. А вертикаль должна сохранять себя, оберегать и укреплять. Поэтому все-таки отдельных вороватых чиновников придется сажать. Это не для того, чтобы народ лучше жил. Это для того, чтобы власть спокойнее жила. Однако заметьте: есть упорные сторонники
посадки экс-министра
Сердюкова, люто любимого армией, и есть противники: кому-то очевидно - пацан действовал по понятиям, на своей поляне, и, строго говоря, наказывать его не за что. С точки зрения армейской, на плацу под барабанную дробь сорвать погоны и позорно повесить, с чиновной - нельзя, всех не перевешаете. Хотя уж на отдельных веревки найдутся.
Опасность в том, что, когда начинают охотиться на верблюдов, почему-то под руку попадается больше зайцев. Так было в 1937-м, так бывало всегда. Поэтому, когда объявят охоту на чиновников, наша доблестная полиция начнет выполнять план, сажать и репрессировать будут гораздо больше невиновных, нежели тех, кто может откупиться. Мгновенно выполнят план по количеству посадок - а по качеству им плана не спускают.
Определенных зажимов и репрессий ждать, безусловно, нужно. Реанимация затихшего было Объединенного народного фронта тому свидетельство, уголовные дела против замгубернаторов тому свидетельство, додавливание оппозиции ногтем на столе как последних блох - это тоже тому свидетельство. Гайки продолжают закручиваться, это вне сомнения...
...Вы сторонник одновременно и диктатуры, и демократии: "Власть должна переходить к тем, кого выбирает народ". Но голосуют за тех, кто больше всех обещает…
- Вне всякого сомнения. Знать отдельные исторические периоды очень полезно. Когда в I веке до н. э. в Риме заканчивалась республика и началась империя - тогда, когда выборы еще были, - стремящиеся к власти люди обещали все, лишь бы за них голосовали. Юлий Цезарь влез в сумасшедшие долги, но увеличил хлебное довольствие паразитам, то есть, говоря сегодняшним языком, социальщикам и устраивал гладиаторские бои по 200 дней в году. Жизнь превратилась в сплошной сытый праздник, и, разумеется, народ голосовал за Цезаря, хотя тот вовсе не собирался кормить народ всю жизнь.
Что надо всегда понимать: взять власть и распорядиться ею - абсолютно разные вещи. Поэтому у власти оказываются, как правило, не те люди, которые могут ею распоряжаться, а те, кто способен ее захватить. Это губительно для идеи честных, открытых, справедливых демократических выборов - на таких выборах всегда победит тот, кто будет всем обещать больше всего. Но есть исключения. В свое время, объявив войну Германии, Черчилль сказал британцам, что не обещает им ничего, коме пота и крови, кроме голода и опасностей, кроме бесконечных трудов и жертв, но иного выхода у них нет. Вот бывают такие политики, потому что народ не всегда дурак, не всегда побеждает тот, кто обещает больше конфет. Иногда все-таки побеждают те, кто говорит правду.
Ни одна из политических систем не является лучшей на все времена и во всех условиях. Еще Аристотель показал, как демократия переходит в охлократию, охлократия - в тиранию, тирания - в аристократию и т. д. Все течет, все изменяется, сказал Гераклит, это все знают, но редко понимают. То есть демократия отнюдь не является лучшей формой правления на все времена, как не бывает лучшего лекарства от всех болезней или лучшей пищи для тех, кто умирает от ожирения, и тех, кто умирает от голода. Когда корабль тонет, капитан должен быть абсолютным диктатором. Заметьте, капитан до сих пор обладает на корабле неограниченными диктаторскими полномочиями. Капитан - царь, Бог, судья и исполнитель приговоров. Таков морской порядок, иначе нельзя. Но, пока все в порядке, пассажиры с командой могут собраться и решить: плыть на Багамы или в Антарктиду. В экстренных, тяжелых, критических условиях люди инстинктивно, влекомые социальным инстинктом, стремятся к жесткому объединению, чтобы действовать как единый организм. Здесь диктатор - это мозг, который дает распоряжения, а дело остальных - подчиняться. А когда все в порядке, то совершенно незачем диктаторствовать, потому что люди сами желают решать, куда им ехать, чем питаться и как жить. Все дело в соотношении элементов. Нельзя рулить всегда налево или всегда направо - надо смотреть, куда идет дорога.
Между этими двумя крайностями лавируют все нормальные государства. Сегодняшняя демократия Запада исторически подготовлена многими веками весьма жесткого так называемого Средневековья и весьма жестокого так называемого капитализма времен технической промышленной революции. Вот эти тяжкие, кровавые века позволили нескольким поколениям жить легко, сравнительно свободно, сравнительно справедливо, сравнительно демократично. И потомки решили, что это и есть вершина. Это все равно что человек, который на саночках летит с горы, думает, что он будет лететь так вечно. Но сейчас мы видим, как эта демократия сама себя уничтожает, проповедуя терпимость к нетерпимым. Я говорю об исламском радикализме в современной Европе и США. Понятно, что через 100-200 лет картина будет совсем иной.
Тихий выход из ситуации для цивилизованного мира возможен?
- Я писал об этом 8 лет назад в книге "Великий последний шанс". Европа чудесно пожила, у нее своя давняя история. То, происходит в Европе сегодня, строго говоря, самоликвидация. Ни одна система не может жить вечно. Такова эволюция. Чтобы появилось новое, старое должно исчезнуть. Думаю, что, к моему величайшему сожалению, поделать с этим ничего нельзя. Если бы вдруг Господь Бог назначил меня своим наместником по Европе, то, разумеется, я стал бы диктатором Европы, чтобы наводить справедливость в рамках вверенной мне территории, но, по-моему, этого не произойдет...
...Поэтому, когда в 1980-м бойкотировали московскую Олимпиаду, население встречало это со злорадством. Когда в стране что-то рушилось, население воспринимало это не как свою катастрофу, а как катастрофу власти и государства. Государство - это были не мы, государство - это были они, портреты политбюро…
Полностью читать:
http://www.dp.ru/a/2013/04/05/SHilo_aktivno_rvetsja_iz_me/ PS. Есть у Михаила Веллера свои тараканы, перегибы. Но в гениальной прозорливости, умении точно формулировать и остром слове ему не откажешь. :)