Лолита: Сценарий

Jan 16, 2012 23:56

Лолита: Сценарий
Владимир Набоков
В предисловии было что-то такое написано, что за сценарий "Лолиты" человек со стороны вряд ли возьмется, а мне вот показалось, что он как раз для тех, кто не привык в Набоковской ажурной прозе, здесь все прямо, четко, без "лишних" прикрас, для фильма так, наверное, и надо (даже странно, что его не взяли). Но мне показалось, что сценарий этот - Лолитино белое платье, небрежно скинутое ею на кровать - и, конечно же, наизнанку. Здесь так выпячен Куильти! Что противоречит моему восприятию романа, для меня он вечно ускользающий, почти тень, а здесь - прямо ощущаешь его присутствие. Но я не хочу этим сказать, что мне не понравилось, вовсе нет - просто это совершенно другой мир, здесь свои законы, другие герои (под теми же именами вырисовываются совершенно другие личности). Плюс тут уготован десерт - не вошедшие сцены, которые, между прочим, проливают совсем другой свет на персонажей и они становятся еще чуточку другими (я всегда была наполовину Лолитой - наполовину Гумбертом, здесь же я впервые себя почувствовала Куильти - раскачивающимся на перекладине). А потом еще переписка - в общем сплошной праздник!
Но и это не все - здесь есть дополнительный герой - Киноаппарат, не знаю, может у меня воображение больное, но я представляла себя картинки матрешечного типа: внутри маленькие Лолита и Гумберт, потом окружающее их пространство, потом Киноаппарат, а уж потом мы, наблюдающие за всем происходящим - такое забавное чувство, как будто снимают кино и ты тоже там.
Я считала, что стала изучать (и любить) свои родинки после "Ады" (у нас с ней они в одних и тех же местах), оказывается, началось все намного раньше - не помню, было ли это место в книге, но в сценарии написано: "я узнал темно-коричневое пятнышко у нее на боку" (одна из моих любимых родинок, между прочим, не удивлюсь, если у меня этот кусочек где-нибудь с старинном дневнике выписан, а я и не помню).
Еще меня удивила сцена почти из "Алисы", когда Лолита побежала за кроликом, я хоть убейте такого не помню. Или как она Гумберта назвала "Омлет Гамбургович"...
А еще меня заинтересовал режиссер Альберто Латтуада, якобы снимавший одновременно в Кубриком втайне ото всех свою экранизацию "Лолиты" - "Маленькая нимфа", такого названия в его фильмографии я не нашла, но вот "Буду ей отцом" (Le farò da padre) вполне себе подходит под вольную интерпретацию, надо будет поискать-посмотреть.

Ада, сравнение, книга, ностальгия, Набоков, кино

Previous post Next post
Up