Набоковские родовые гнезда

Apr 26, 2010 23:49

Набоковские родовые гнезда
Набоковский вестник. Выпуск 3
В одной из статей приведено стихотворение Владислава Ходасевича, которое мне очень понравилось:
Пробочка
Пробочка над крепким йодом!
Как ты скоро перетлела!
Так вот и душа незримо
Жжет и разъедает тело.

Интересное сравнение дома с временем, никогда не задумывалась, что у Набокова столько предсказаний пожаров, читала примеры и удивлялась: «А ведь правда!».


Не знаю, или у меня что-то с памятью, или господин Старк что-то путает: дорога от рождественской церкви, ведущая к Вырской мызе, вовсе не мощеная булыжником, а обычная проселочная. Не знаю, есть ли у меня фотографии, надо будет посмотреть, но думаю, что если бы она была из булыжника, это бы запомнилось.

Оказывается та, часть Большой Морской, где расположен дом 47, до конца XVIII в. называлась Малой Морской, а участок нынешнего дома был отведен советнику Якову Андреевичу Маслову (1698-1785), который после перехода на службу в другое ведомство, стал сдавать его («На Адмиралтейской стороне у Синего мосту отдается в наем каменный дом действительного статского советника» Санкт-Петербургские ведомости, 1746, 23 нояб.); дом в один этаж на «погребах» с центральным ризалитом и треугольным фронтоном.
По табели 1806 г. дом числится уже двухэтажным, а после покупки у А.А. Суворова (Ф.И. Тютчев назвал его «гуманный внук воинственного деда») был перестроен и расширен (архитектор Л.Ф. Яфа, 1874 г.) - была сделана пристройка с парадной дверью и подворотней, над которой расположены два полуциркульных окна, сохранившиеся поныне.
Трехэтажным дом стал уже при Набоковых. Интересно, что облицовка из светло-серого песчаника тоже сделана по их желанию, первоначально задумывался красный песчаник. Полоса мозаики, составленная из стилизованных лилий и тюльпанов с перевивающимися листьями фриз (мне почему-то казалось, что там цветы, напоминающие пионы - надо будет в следующий раз повнимательнее посмотреть) была создана в частной мастерской В.А. Фролова, в числе работ которого мозаики для церкви Вознесения Христова (Спаса на Крови) и здания Общества Поощрения Художеств (ул. Б. Морская, д. 38). Но больше меня удивила информация про 9 камнетесных цветков шиповника (по мне это просто розетки) и пальмовые ветви из песчаника (мне казалось, что там просто плоские колонны, хотя когда посмотрела на рисунок - вспомнила), мягкие модели для деталей которых были выполнены в известной скульптурной мастерской А.Н. Савина. Водосточные трубы сейчас точно обыкновенные, а раньше они были украшены стелющимися ветками каштана, выполненными из цинка в мастерской Миттельбергера.
Заинтересовала информация про подъемную машину, поставленную заводом Сан-Галли, с помощью которой доставлялись дрова во все этажи. Интересно, от нее что-нибудь осталось?

В собрании Самарского областного художественного музея хранится картина «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» работы А.Е. Егорова (написана в 1833 г. и является самой поздней написанной им на данный сюжет) - на сегодняшний день это единственное произведение русской школы живописи из собрания Набоковых, местонахождение которого точно установлено.

Рождествено
С 1872 по 1878 гг. усадьба принадлежала рижскому купцу Карлу Яковлевичу Бушу, до сих пор местные старожилы горку напротив усадьбы называют «Бушевской». Интересно, лесопильный завод, который он приобрел - тот самый, что был устроен напротив усадьбы в Батово?
После 1917 года особняк с колоннами был отдан под общежитие для студентов Ветеринарного техникума, разместившегося в соседней, Набоковской Выре. Одно время в рождественском доме жили и испанские дети (вспомнились Los niños de Rusia ). А в августе 1941 г. там расположился дорожный отдел фашистов. Во время реставрации в угловой северо-западной комнате второго этажа были обнаружены рисунки, оставленные немецкими солдатами. Две находились между окнами, выходящими на шоссе (солдат на отдыхе и человек с мандолиной), а одна большая - на стене, граничащей с двусветным залом (пейзаж деревеньки с речкой и лодкой на переднем плане, стихотворная подпись повествует о том единственном месте для каждого человека, куда стремится его душа).
Еще написано, что в Рождествено помимо дома и парка сохранились еще каменная часть оранжереи и дом садовника, появившийся на рубеже ХIХ-ХХ вв., честно говоря, даже примерно не представляю, где они могут находиться.

Почему-то мне казалось, что церковь на Почтамтской (Почтамтский пер., 4, угол Почтамтской ул., 7), о которой писал Набоков, уничтожена, а оказывается там сейчас Музей связи имени А.С. Попова, а в церкви, где его крестили (церковь Св. Спиридония, Литейный, 39) - Государственный Всероссийский научно-исследовательский нефтяной геологоразведочный институт.

Письма отца такие забавные, особенно умилило «Целую вкусно».


книга, СПб и окрестности, дизайн, музей, Набоков, стихотворение, мое-чужое вперемешку, photo

Previous post Next post
Up