"Я не верю в Господа Бога, но он каждому дал хоть какой-нибудь талант"
May 20, 2015 01:51
Только пришла со встречи (в рамках курса PROкино) с Константином Алексеевичем Березовским, режиссером "Ивана Семенова". Именно встреча получилась, а не лекция, и это было прекрасно)
фото из паблика курсов ВК
Я балда, надо было хоть чуток подготовиться к занятию, а то я забыла, что и сам Константин Алексеевич сыграл две роли в фильме, одна из которых стала его "Мулей" надолго. Если смотрели, наверное, помните заикающегося гражданина, покупавшего газированную воду "Бэ-ээ-э-з сиропа!" Эта фраза преследовала Березовского везде))
Это была всенародная слава (в масштабах Перми)! Вторая роль - роль мЕнистра. [как выйти на пенсию во втором классе]В этом отрывке Иван мечтает о том, чтобы выйти на пенЬсию, а режиссер появляется, начиная с 2:02:
Фильм легко гуглится, на самом деле. Книга не менее шедевральная (ее автор, Лев Давыдычев, сам писал сценарий к экранизации), если будет интересно, буду рада подарить (специально зайду в бук к коллегам;)
Тема занятия была обозначена как "Режиссура игрового кино", но понятно, что за два часа невозможно упомянуть все тонкости, поэтому Константин Алексеевич рассказывал о том, что он считает важным в режиссуре, о своих принципах и в жизни, и в искусстве. Он - режиссер, "выросший" из актера, поэтому и актерские байки были, и безумно интересные подробности о подборе детей-актеров в фильмы... Оказывается, именно Березовский готовил Анатолия Солоницына, известного в первую очередь по "Андрею Рублеву" и "Солярису", к поступлению на актерский.
Константин Алексеевич открыл нам страшную тайну, [кто на самом деле написал повесть про Капризку] Любой пермяк знает эту книгу, все (или всем) ее читали в детстве. Например, в одном из этих изданий:
Березовский рассказывал, что однажды в дореволюционном журнале случайно наткнулся на повесть, которая была уж очень похожда на первоначальный текст Воробьева. Единственное, некоторые реалии царской России писатель поменял на аналогичные советские, к примеру, жандарм у Воробьева - милиционер. Все! "Когда он понял, что я знаю об этом, он переписал текст, придумал ничевоков". Теперь я хочу найти эту повесть)))
Оказывается, "Капризку" тоже хотели экранизировать в игровом варианте (вот здесь я писала о том, что из этой идеи в итоге получился кукольный мультфильм), идея была предложена героем дня, но постановка так и не состоялась. Жаль, это мог быть очень интересный фильм. Но сейчас уже это невозможно, время не то: и реалии другие, и характеры героев уже не будут так понятны.
Еще интересный факт: не так давно был проект ремейка "Ивана" (кстати, Березовский категорически против ремейков). Собрали кучу народа на кастинг, написали аж 8 вариантов сценария, но фильм так и не состоялся. Режиссер считает, что дело в принадлежности истории об Иване к определенному времени: снимать кино в декорациях, изображающих 60е, нет смысла, а переписать бургундскую полечку на родной язык повесть для современности не получится.
Константин Алексеевич очень интересный человек. Четкие жизненные принципы, свое мнение обо всем, обаяние. Мне близка его точка зрения: "Что пою - то пропагандирую". Двое лекторов с курсов, не сговариваясь, излагали идею о том, что фильмы о насилии и порнография - оно не так уж и плохо, это симулятивная функция кино: посмотрел, удовлетворил свои желания, и в жизни так делать не станешь. Так якобы говорит социология. А по мне так кино в первую очередь - это все-таки образец поведения, хоть негативный, хоть позитивный. "Снимаешь о добре - пропагандируешь добро. Снимаешь о войне - пропагандируешь войну, какая бы идея ни звучала в фильме". Зачем показывать в кино грязь и мерзость, если ее и в жизни полным-полно? Тут я не могу согласиться полностью. Но мне очень импонирует проявленное в этом высказывании понимание ответственности творца. При этом К.А. не считает, что должна быть лакированная картинка. Очень часто он повторял: "Важнее всего правда жизни". Вот ведь задача для режиссера и сценариста - уместить в одной концепции эти в чем-то противоположные цели. Классика (без изысков модернизма), позитив и правда.
Еще я попросила автограф. В моей курсовой тетрадке К.А. написал, что хоть и против автографов, но желает мне самого-самого)) Мы с ним после лекции еще минимум полчаса стояли на крыльце, я задавала вопросы (как назло, чем дальше, тем больше рождалось вопросов, нет чтобы они выскакивали на самом занятии), а вот об этом так и не спросила. Так и не знаю, почему Константин Алексеевич Березовский так не любит автографы?..