Что-то в последнее время я особенно забросил это дело. Попытаюсь исправится :)
Поэтому сейчас будет пост на смешанную тематику, включающий в себя и так любимые мной церквушки, и путешествия, и музейность, и искусство, и историю… :)))
В общем, будет выставка средневековой настенной церковной истрийской живописи :))))))))))))
2010 год, сентябрь месяц,
Истрия,
маленький аэропорт в
Пуле…
Аэропорт на столько маленький, что быстрой пройдя кордоны и регистрации, мы буквально через несколько метров оказались в единственном зале ожидания. А там…
Предприимчивые хорваты на столько предприимчивые, что придумали добровольно-принудительный способ ознакомления туристов со своей культурой. В общем заглавный плакат вы видели :D
А если чуток подробнее, то стены зала ожидания были "украшены" выполненными на холсте копиями фресок из средневековых церквей Истрии. Ждать оставалось еще около часа, потому… я просто не мог упустить такой подарок судьбы! :))))))))))))))))))))
Так-что всех, кто любит средневековое изобразительное искусство, прошу заценить эту виртуальную выставку. Библейские сцены и
макабра присутствуют :D
Возле каждого (почти) произведения к стенке была приклеена табличка с описанием на трех языках: хорватском, русском и английском. Я же буду воспроизводить только русский. Если кто против - прошу в альбом. Там есть всё ;)
И так, начнем. С самой что ни есть седой древности…
И, как положено, самые ранние работы будут яркими представителями
романизма :)
Как к примеру этот лик Св. Ловреча
Пазинского (Sv. Lovreč Pazenatički) XI века из церкви Св. Мартина (c. Sv. Martina)
Здесь мы имеем возможность насладиться каноническим византийским способом изображения человека (в данном случае святого человека) - "как на иконе" :)
То же наблюдается и на следующей фреске XI-XII ст., изображающей
Св. Апостолов, что находится в церкви Св. Агаты (c. Sv. Agate) города
Канфанар
В полной же мере насладиться особенностями романского стиля в настенной живописи можно разглядывая следующую фреску: классический новозаветный сюжет - "
Вознесение", XII век, церковь Св. Фоски (c. Sv. Foške), что в 4 километрах на северо-запад от села
Перой
Следующая художественная композиция уже сложнее и несколько отступает от канона, хотя по временным рамкам принадлежит тому же стилю, что и предыдущие. Тоже классический новозаветный сюжет - "
Благовещение", XII век, церковь Св. Еролима (c. Sv. Jerolima), что в городе-крепости
Хум.
Первая половина изображает Ангела, принесшего Благую Весть
вторая - опешившую Марию :)
Обратите внимание на насыщенность композиции деталями, вниманием к фону и на то, что фигуры уже предстают перед нами не полностью в фас. Художники начали экспериментировать :)
Но следующая фреска наглядно демонстрирует безраздельное засилье романизма еще как минимум 100 лет:
деисус из изображения
Страшного суда, XIII век, капелла Св. Винсента (kapela Sv. Vincenta) на кладбище селения
Светвинченат
А вот элемент фрески конца XIII века с подписью мастера - Ognobenus Trivisanus (Огнобенус из Тревиса), находящийся тоже в селении
Светвинченат, но уже в церкви (а не капелле) Св. Винсента (c. Sv. Vincenta)
На этом темная эпоха романского стиля безвозвратно скончалась. И следующий экспонат сходу же кунает нас с головой в раннюю
готику, со всем ее реализмом, любовью к мелочам и проработанными характерами персонажей :)
Вот, головы граждан на фреске середины XIV века из церкви Св. Николая (c. Sv. Nikole), что в селении
Ракотуле
Там же и тогда же - "Рождение Св. Николая"
А вот это я бы назвал переходной формой от романизма до готики - "
Распятие", приблизительно 1300 год, церковь Св. Елизея (c. Sv. Elizaja), селение
Драгуч
Продолжаем готишную тему фреской "Молитва на
Елеонской горе", первая половина XV века, церковь Св. Михаила (c. Sv. Mihovila),
Пичан
И "
Обручением Св. Екатерины" (Zaruke Sv. Katarine) XV века из капеллы Св. Екатерины (kapela Sv. Katarine) в уже известном нам
Светвинченате :)
Также несомненно готике, великой и могучей, принадлежат:
Часть фрески с изображением Богоматери-защитницы, XV век, капелла Св. Якова (kapela Sv. Jakova), город
Барбан
Смерть, там же и тогда же
"
Животворящий крест", 1409 год, церковь Св. Екатерины (c. Sv. Katarine), селение
Линдар
"Богоматерь-защитница", примерно 1431 год, церковь Св. Мартина (c. Sv. Martina), селение
Берам
И "Ангелы-музыканты", там же и тогда же
А вот следующая фреска - "Богоматерь с Младенцем, в присутствии Св. аббата Антония и Св. Вида" (Bogorodica s Djetetom, Sv. Antunom opatom i Sv. Vidom) 1461 года, пера некого мастера Альберта (majstor Albert), церковь Св. Вида (c. Sv. Vida), селение Паз - уже гораздо интереснее. Изображение обзаводится мелкими деталями и каким-никаким реалистичным фоном - первые проблески
ренессанса :)
Следующий же экспонат уже не элементы, а самый что ни есть настоящий ренессанс! :)
"
Благовещение", 1471 год, автор Цлерегин из Копра (Clerigin iz Kopra), церковь Св. Марии "Маленькой" (c. Sv. Marije "Malene"),
ОпртальОбратите внимание на "античные" узоры, на то, с какой любовью автор воссоздал интерьер, прорисовал образы и изобразил пейзаж за окном :)
Следующие две фрески, хоть и датированы практически тем же периодом (приблизительно 1470-1479 года), но гораздо проще. Они опять несут в себе лишь "едва заметные элементы" :)
Обе находятся в церкви Св. Георгия (c. Sv. Jurja) в
Ловране:
"
Распятие"
и
Страшный суд
А вот это средневековое граффити на фреске в церкви Св. Марии "od Lakuća" (c. Sv. Marije "od Lakuća") в мертвом городе
Двиград, датированное (что из них, фреска ли, граффити… хз) 1470-1484 годами :)
Продолжаем каноническую тему. Внезапно XVI век… сюжет "Imago Pietatis" - "
Муж скорбей", 1529 год, автор Антон из
Падуи (
Кашчерга) (Anton iz Padove (Kašćerga)), церковь Св. Рока (c. Sv. Roka),
Драгуч
Ну и последний экспонат, тоже XVI века, каноничный новозаветный сюжет "
Св. Воскресение", церковь Св. Якова (c. Sv. Jakova), крохотное селение
БачваДа, странно видеть такую незамысловатую графику в следующем столетии после (!) создания прекрасных фресок в
Опртале :(
Вродь всё.
Всё да не всё! :)
Был и еще один экспонат. Но увы, без сопроводительной таблички. Либо не было ее, либо сорвал кто, либо сама отпала…
В общем мне о нем сказать нечего, хоть и хотелось. Кроме разве что того, что сотворен он в стиле готичном. Очень таком готичненьком :)
А вот на этом точно всё :)
Если же кто хочет почитать сопроводительную информацию о выставке, вам
сюда ;)