Продолжаю комментировать главы читаемой мною сейчас
книги Мединского "Война. Мифы СССР. 1939-1945".
Глава вторая:Мифы о трогательной дружбе двух тиранов
Центральный миф главы: "Фашистский меч ковался в СССР" (любимое детище Резуна-Суворова и еже с ним).
В общем очень правильная имхо глава. Рассматривается и авиашкола в Липецке, и танковая в Казани, и как "Европу делили", и как "линию Сталина взрывали", и как парад в Бресте проводили. Вот только мало как-то, скомкано. Осталось чувство недоедания :)
А ведь тема действительно очень важная, обширная и интересная. В непоследнюю очередь именно на ней строятся выкладки наших "горе-либералов". Хотелось бы узнать всё поподробнее, с иллюстрациями и примерами…
Некоторое внимание уделю "техническим" аспектам вопроса "кто у кого что спёр перенял"…
Так Мединский совершенно справедливо заметил, что
трактор "Коммунар", выпускавшийся на
ХПЗ и использовавшийся кроме всего прочего в качестве артиллерийского тягача в РККА, - это копия немецкого трактора
Hanomag WD Z 50.
Корни знаменитой "
сорокапятки"
тянутся к пушке 3,7 cm Panzerabwehrkanone 35/36 фирмы
Рейнметалл.
А проект советских
средних подводных лодок серий IX, IX-бис, XVI (IX-бис-2) разрабатывался немецкой кораблестроительной фирмой
Deschimag и носил первоначально обозначение "Н" - "немецкая".
С истребителем
И-2 Д. П. Григоровича чуток посложнее…
Так как я не большой знаток авиации, пришлось искать информацию в инете.
Вот как описывается на сайте
"Уголок неба" разбор в суде авторства этой машины (оказывается в Советской России было и такое!):
Когда разбирательство добралось до установления авторства на И-1 и И-2 (а дело дошло до третейского суда), Григорович заявил буквально следующее: "Самолеты И-1 и И-2 от первоначального замысла и до мельчайших деталей проработаны мною при ближайшем участии инженеров А. Н. Сидельникова и В. Л. Корвина, при сотрудничестве чертежника Шварца, Никитина и, в меньшей степени, других. Инженером Калининым В. В. были сделаны эскизы бензиновой помпы и бензопроводов, но применения не нашли, инженер Крылов А. А. работал над деталями управления по эскизам Григоровича". Оппонентами Дмитрия Павловича выступали инженеры Сутугин, Успасский, Широков. Григоровичу припомнили, что он в период работы уезжал в Ленинград, что, пользуясь положением технического директора ГАЗ No. 1, которым он стал осенью 1923 г., оттеснял на задний план товарищей по группе, что руководство проектированием и постройкой самолетов вел поверхностно, а что касается оригинальности замысла, то схема, дескать, самая обычная и ничего оригинального не несет. Однако директор уступать своего лидерства не собирался и довел спор до конца в свою пользу. Он представил все первоначальные эскизы, черновики расчетов и заводские синьки окончательного вида самолетов И-1 и И-2. В конце концов, учитывая его авторитет и общепризнанный опыт, но более всего - упорство в деле отстаивания своих прав, авторство признали за Д. П. Григоровичем.
В общем после нескольких неудачных попыток установить забугорное происхождение И-2 я путем тупого перебора (да простят меня эксперты в области авиации) наткнулся, что оказывается не И-2, а
И-7 был производимым в Стране Советов по лицензии истребителем
Heinkel HD 37, спроектированным КБ фирмы
Эрнста Хейнкеля.
Но, т.к. название машины в тексте упоминается всего лишь один раз, вполне можно списать сие на очепятку (во всяком случае я надеюсь на это ;) ).
ЗЫ. В дополнение к этим примерам Мединскому следовало бы еще упомянуть
танк Гротте ;)
Глава третья:Миф о сталинском завоевании Прибалтики и Молдавии
Претензий и вопросов нет :)
С этого места начинается очень интересная часть: "Забытые войны".
Глава первая:Испания. 1936-39
А вот здесь претензии и вопросы есть ;)
Очень странная глава.
Для начала попытаюсь определить развенчиваемый миф. У меня получилось следующее…
На седьмой странице описания войны (ст.85) читаем (цитирую Мединского):
Миф испанской войны был оформлен в 12-томной "Истории Второй мировой", выходившей на протяжении правления Брежнева. Советский официоз не оставлял сомнений:
"Советский Союз сделал все возможное, чтобы помочь антифашистским силам Испании, но географическая отдаленность и противодействие правительств Англии и Франции препятствовали его усилиям… В поражении испанской демократии сыграли свою роль и внутренние факторы… Осада мужественного испанского народа, продолжавшаяся 986 дней, имела большое историческое значение. Это было серьезное препятствие на пути развязывания агрессорами Второй мировой войны."
И тут же "развенчание":
Но мы-то понимаем: взмахни Сталин платочком, пошевели мизинцем - и советских добровольцев стало бы в 10 раз больше. Если не в сто!
После чего еще 5 страниц расписывания сталинского прагматизма…
Я правильно понял смысл этой главы?
Теперь о "блохах".
Очень не понравилась фраза "Всего в Испанию было отправлено до тысячи самолетов и танков…". Уж очень явно от нее дохнуло душком суворовской "копченой осетриной и тюлькой с вывернутыми глазами"… Конечно, я могу встать, пройтись к книжной полке и узнать количество того и того из специализированной литературы. Но я ведь читаю именно эту книгу. Не какую нибудь другую… В общем такой прием в серьезной работе, коей я до сих пор считаю книгу "Война", не одобряю.
В Испании воевало не меньше 300 советских истребителей
И-16 - "ишачков" по-нашему. Или Rata - "крыса" - как их называли франкисты.
начинает Мединский подглаву "Над всей Испанией безоблачное небо" (ст.81).
Если прокомментировать это число, то необходимо вспомнить
монографию по И-16 Маслова:
Всего в период 1936-1938 г.г. в Испанию было отправлено 455 И-16 и 20 УТИ-4. Дошло соответственно 422 и 4 машины.
или обобщенные данные из специализированного сайта "
Истребитель И-16":
По одной из версий, всего до Испании дошло 422 И-16 (в том числе 129 И-16 тип 5, 157 И-16 тип 6 и 136 И-16 тип 10) и 4 УТИ-4. Поставки осуществлялись по воде, однако в 1938 году этот путь пришлось закрыть из-за активности фашистских и франкистских военных судов. Впоследствии вооружение стало морем прибывать во Францию, а затем по железным или автомобильным дорогам оно перевозилось к границе с Испанией. Правительство Франции периодически закрывало границу для поставок вооружения, поэтому часть его, в том числе и самолеты, так и не попало к республиканцам. По морю пришло 276 «ишаков», еще часть была всё же пропущена через границу. Если судить по индексам И-16 (не забывая о том, что самолёты могли нумероваться «вразброс»), по самой смелой оценке их было не более трёхсот пятидесяти. Один из наиболее реальных вариантов - 293 машины, упоминаемые в испанских и некоторых советских источниках. [Платошкин Н. Н. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. - М.: ОЛМА-Пресс; Красный пролетарий, 2005.]
Испанское правительство пыталось организовать производство И-16 «на месте», на заводе SAF-15 в Аликанте. До конца 1938 года было произведено четыре самолета, представляющие собой тип 10, вооруженный двумя пулеметами.
Но не буду занудствовать на эту тему. А вот то, что не упомянуты поставки истребителя
И-15 (Chato - "курносый") - это да.
Цитирую по
Маслову "Истребитель И-15":
Общее количество И-15, поставленных из Советского Союза в Испанию, составило 131 самолет.
…
На испанских авиазаводах до конца 1938 г. построили 213 И-15, и еще 24 сдали в январе 1939 г. Общее количество изготовленных в Испании И-15 - 237 самолетов. Но правильнее было бы сказать планеров, поскольку многие не имели моторов. Например, 96 аппаратов, выпущенные с ноября 1938 г. по январь 1939 г. не были стопроцентно обеспечены ни двигателями, ни оборудованием. Суммируя советские поставки и самолеты испанской постройки, получаем общее количество участвовавших в войне И-15 в пределах от 272 до 368 машин.
Дальше читаю Мединского:
Но осенью 1936-го из СССР по морю прибыла первая партия "ишачков" И-15 тип 5, - и в первом же бою наши сбили четыре "хейнкеля". Без потерь.
Вот казалось бы и забытый И-15. Но стоп! "Ишачок"? Тип 5??? Что-то тут не так…
И далее в течении двух абзацев (уже на следующей, 82-й странице) расписаны имевшие в действительности место злоключения "И-15". Вот только к реальному И-15 не имевшие никакого отношения, т.к. происходило всё это с И-16. Именно его называли "ишачком" (игра слов: И-16 - "ИШа(чо)к"). Именно его модификации делились по "типам".
В последнем абзаце 82-й страницы уже правильно упоминается И-16. Но еще через абзац снова читаем "И-15 тип 10" :-/
Даже у меня, человека далекого от авиации, после прочтения этого, приключилась каша в голове и пришлось перечитывать абзацы повторно.
Что это, невнимательность наборщика, редактора или автора?
И ни слова про воевавших в Испании "реальных" И-15.
Вот не заладилось как-то у Мединского с авиацией.
Глава вторая:Озеро Хасан. 1938
Стержневой миф: не стоил этот клочок суши между озером и границей стольких жизней, брошенных на окровавленный жертвенник тоталитаризма и имперских амбиций.
Тут я полностью поддержу Мединского: стоил!
Речь шла о покушении (вооруженном) на территориальную целостность государства. И уступить, сдать без боя даже несколько метров, значило расписаться в собственном бессилии. Показать, что тебя можно рвать на части голыми руками, без малейшего опасения быть на это наказанным. Тем более если "готовый рвать на части голыми руками" сосед - это довольно зубастая Япония, уже достаточно наглядно продемонстрировавшая своё желание и умение пригребать "ничейные" территории.
Вторым серьезным резоном этой малой войны было своевременное вскрытие для самих себя небоеспособности РККА, хотя бы на примере действий
ДВФ. И я считаю это стало не последней причиной победы в будущей Войне.
Глава третья:Китай. 1937-40
Не знал о такой странице нашей истории...
Если я правильно понял, то миф этой главы: такого не было.
А опровержение: было!
Хотя я не настаиваю :)
Глава четвертая:Халхин-Гол. 1939
Опять без четко очерченных мифов.
Мне удалось выкристализовать два…
1. Накой нужно было лезть в Богом забытую Монголию и проливать там свою кровь?
Ответ: А натой, что после Халхин-Гола Япония сидела тихо-тихо и не решилась напасть на Союз даже в самое критичное для него время.
Кроме того СССР приобрел ценного союзника в лице Монголии, ставшего не только поставщиком с/х продукции в трудное время Большой Войны, но и военной (вспоминаем танковую колонну "Революционная Монголия" ;) ).
2. Жуков не умел воевать и всё, что он делал было "кавалерийскими рейдами" из его верхового прошлого.
Ответ: Да, Жуков был кавалеристом. И "пожары тушить" он умел "кавалерийскими методами". Но если бы он ничего другого не умел, то и не было бы сокрушительного поражения Квантунской армии на Халхин-Голе. А так страна открыла для себя полководца, ставшего совсем не лишним в начавшейся через несколько дней Большой Войне.
Если я прав со своими выводами - очень хорошо. Но глава написана размазано, без общего стержня. Что несколько затрудняет ее понимание.
Глава пятая:Финляндия. 1939-1940
На столь интересную и мифологизированную тему у Мединского выделено всего пять страниц! :(
Из них мы можем узнать только то, что так "любимая" нынешними "либералами" война была жизненно необходима для существования СССР и финны были не такими уж "белыми и пушистыми" как их пытаются нам сейчас обрисовать (хотя "белыми" они в некотором роде всё же были ;) ).
И это всё??? А как же столь любимые сейчас мифы о метровых снегах, о вездесущих снайперах/лыжниках, о несокрушимой и непробиваемой линии Маннергейма, о остановивших Красную Армию 40-градусных морозах?.. Почему так мало посвящено в книге Зимней войне? Ведь во многом именно на ней строятся выводы большинства современных мифологов!
В общем имхо тема главы не раскрыта.
На этом сегодня всё.
До новых глав и публикаций ;)