Путь в Бирку

Oct 18, 2010 20:02

Побывать в Бирке (одной из предполагаемых средневековых столиц Швеции) я мечтал еще прошлой зимой. Но, немного погугляв и посмотрев на данное место с высоты, решил, что зимой делать там нечего (я тогда еще не знал, что сезон длится лишь с 1 мая по 12 сентября). Планируя же свой летний визит, я первым делом включил в программу пребывания путешествие в Бирку :)
Пару слов о объекте путешествия.
Города с таким названием до нашего времени не сохранилось. Но о нем есть упоминания в латиноязычных житии Св. Ангара и сочинениях Адама Бременского, из которых перед нашим воображением предстает эдакий северный торговый мегаполис. Точного местоположения никто не знал, а известное из источников латинское название (Birka) ничем помочь не могло.
Но жил-был себе посреди озера Меларен ничем не примечательный остров Бьёрькё. И в 1871 году молодой горячий шведский парень исследователь (т.к. понятие "археолог" было бы слишком узким для этого разностороннего человека) Яльмар Стольпе начал на этом острове копать а мог бы и не копать :) и выкопал ранее неизвестное средневековое поселение, которое и объявил легендарной Биркой (тем более, что место действительно удобное для торгового поста). Правда многие не согласились со Стольпе, ссылаясь на то, что описанное средневековыми хронистами богатство Бирки не подтверждено археологически. Забегая наперед упомяну, что рассказал водивший нас по острову археолог. В течении многолетних щедро профинансированных раскопок, проводившихся в 90-х годах XX века была нарыта куча материала, но, по оценкам тех же археологов, они не раскопали и десятой части имеющихся площадей. Так что, вполне возможно, что необходимые археологические находки еще грядут.
Шведы же в своём мнении, как можно догадаться, однозначны - это и есть Бирка :)

Ну Бирка так Бирка… Научные споры меня, путешественника, беспокоят сейчас мало. А вот как туда добраться - очень даже сильно :)
Пешком туда не доползти, поездом/автобусом не доехать… Но немножко опять погугляв я нашел транспорт. Водный :)







Отправление, как видно из расписания, ежедневно, в день путешествия (28 июля) дважды в день (в 9-30 и в 13-00) в нескольких метрах от стокгольмского жд вокзала, почти из под стен стокгольмского родхьюсета (муниципалитета) :)






на комфортабельном озерном теплоходике :)






Обратный путь обещали организовать в 14-45 и 18-15 того же дня.

Предварительная рекогносцировка на местности показала, что билетные кассы на теплоходики открываются в 9-00. А так как начальный пункт нашего маршрута была неблизкая Сигтуна, то вставать пришлось очень рано :)
Прибыв на причал задолго до 9-ти обнаружилось, что билеты совсем не нужно приобретать в кассе, а потому у посадочного трапа белоснежной Виктории уже начала собираться стихийная очередь желающих приобщиться к таинству древнего городища. Не смотря на размеры очередь была тихая, мирная и доброжелательная. Было, к примеру, интересно наблюдать как молодой папаша, затарившись с друзьями пивом и, возможно, сбежав издому, аккуратно и заботливо посреди очереди управляет коляской с гордо восседающим в ней чадом :)
Но было много конечно и туристов с рюкзаками…

В час Ч матросы разрешили погрузку и толпа, опять же повторюсь организованно (!), без криков и перебранки, хлынула на борт. И конечно же принялась заполнять верхнюю палубу






Видно мало кому хотелось провести двухчасовое путешествие на уютненькой крытой нижней палубе с баром ;)
Но бегали в бар путешественники часто :D
Т.к. я стоял далеко от начала очереди то, ко времени когда наконец выбрался на палубу, все места были уже заняты. Почти. Кроме нескольких приставных стульчиков у правого борта. Которых я тут же объявил своей собственностью подтвердив заявление размещением на оных своего грузного тела :)
Плюсы этих стульчиков оказались в том, что они не были привинчены к палубе, потому их можно было легко вертеть и переставлять. Чем я и занялся, умостившись лицом к борту






Как только все желающие глотнуть викингского воздуха взошли на палубу нашего дракара теплоходика, последний весело отчалил от стокгольмской набережной. Вот, слева виднеется кусочек стены их родхьюсета, справа упоминавшийся ранее новострой в стиле модерн и жд вокзал, которого не видно из-за того самого новостроя :)






Впереди у нас два часа холодных вод озера Меларен…

А пока мы проплываем под памятным лонгхольменским мостом, по которому за месяц до этого довелось не мало побегать :)






и конечно же приютившая нас тогда тюрьма :D










а оглянувшись назад, со слезой провожаем удаляющийся Гамла Стан и эскорт из трех байдарок :)






Мимо, на пригородный аэродром, что где-то на северо-западе Стокгольма, заходил на посадку самолетик…






Сколько я их насмотрелся из окна офиса прошлой осенью… =)

А тем временем наш дракар теплоходик проходит мимо высоких берегов Грёндала. И вот он, домик на скале, давший нам приют на три долгих холодных месяца год назад :)






вон тот, красный, с белым флагштоком во дворе и причалом для яхт внизу. Машу ему рукой :)

Продолжаем путь мимо спальных районов Стокгольма


































Но скоро Стокгольм остался позади…






а впереди неблизкий путь на запад






Вот такую карту я обнаружил спустившись в бар (клик на карте - большее разрешение)




На карте видно, что нас в пути ожидают еще 3 промежуточные остановки: Nya Kungshatt, Jungfrusund и Vårby. Мы отнюдь не собирались доплывать до Ховгордена (что конечно же зря, надо будет и там побывать :) ), потому смотреть нужно только на один из обозначенных на карте маршрутов: черный.

Я всецело погрузился в фотографирование проплывающих мимо ландшафтов










и даже не обратил внимание на какого-то шведа, пытающегося привлечь моё внимание…
Оказалось контролер. Он же - продавец билетов :D
Пришлось купить у него билеты. Один взрослый билет из Стокгольма на Бьёрькё обошелся тогда в 295 крон. И это и туда, и обратно! По одному и тому же билету. Плюс сразу же оплаченный визит в музей и экскурсия по острову :)
Интересно, а если бы я отказался его покупать, куда бы меня ссадили? Не в воду же выбросили б :D

А тем временем мы неумолимо приближались к первому пункту нашего маршрута


















…И вот он, Nya Kungshatt!






правда на этот раз контакты с островитянами были ограничены сбросом на причал тюка со стеклянными бусами с почтой и наш дракар теплоходик сразу же тронулся в путь (вся операция заняла несколько секунд).

Еще через короткий отрезок времени, мимо острова Буяна :D со скалами






входим в огромную (после узких проливов) акваторию чего-то там






вдали грозно сверкает пузом какой-то тимберующийся кораблик :)






И вот он, второй пункт нашего путешествия - долгожданный Jungfrusund комунны Экерё










Тут уж наше путешествие несколько приостановилось. Ровно на столько чтобы успели выйти/зайти пассажиры :)
Параллельно нам, от соседнего причала, строгим юго-восточным курсом, отходил ярко-желтый паром






А с противоположного берега, километрах в двух отсюда, ему навстречу уже спешил другой






Где-то посередине пролива они встретились…






…и разошлись как в море корабли :D

Мы тоже шли параллельно курсу парома, но, примерно в полукилометре от причала, остановились и чего-то ожидали минут 10…
После чего успешно "пристыковались" к вот этой стрёмненькой конструкции






оказавшейся, как можно догадаться, третьим пунктом нашей сегодняшней программы - Vårby, точнее причал Vårby-Brygga.
Посадка-высадка и… наш дракар кораблик мчится дальше














Быстро сказка сказывается, да долго дело делается… Быстро ли, долго ли, но на горизонте показались мрачные леса Бьёрькё










и первые признаки Бирки! :D






Вскоре на горизонте гордо показался и главный символ Бирки нашего поствикингского времени :D






А еще через несколько минут мы, покинув ставший уже родным за последние два часа кораблик, ступили на твердую землю древних торговцев и пиратов :)






Впереди нас ждала еще куча интересного: музей, реконструированная викингская деревушка и огромное пространство, где почти тысячелетие назад жили, торговали, сражались и умирали неизвестные мне люди…

ЗЫ. Раз этот рассказ посвящен дороге, то, забегая наперед, расскажу я несколько слов и о обратном пути, т.к. он несколько отличался от уже изложенного…

Вернувшись после изучения достопримечательностей к административным зданиям где-то около двух часов дня, мы перекусили огромнейшими мисками овощной нарезки и пивом в заботливо построенной на берегу забегаловке.
К моменту окончания обеда началась посадка на очень кстати причалившую в это время Викторию. На этот раз мы успели добраться на верхнюю палубу пока еще не все места были заняты, потому разместились на корме с прекрасным обзором назад :)
По соседству грузился еще один кораблик, пришедший из противоположной Стокгольму стороны






Многие из "туристов" продолжали отдыхать, как эти, за столиком, на скале :)






Сосед отчалил первым






мы же еще некоторое время скучали у пирса






Потом натужно завыли двигатели и мы двинулись… на север. В противоположную Стокгольму сторону! По зеленому маршруту на опубликованной выше карте. Т.е. в Ховгорден!

Мимо проносились пейзажи северной оконечности Бьёрькё. Уже знакомый нам монумент






где-то здесь тысячу лет назад был город с гаванью










маленький, тающий вдали полуостровок административных зданий с причалом






и снова леса














Но до Ховгордена мы не дошли, это уж точно (сильно отличается причал), а причалили гораздо раньше. Незнамо где :-/






но на том же острове. Ориентиром может служить стоявшая неподалеку деревянная колокольня






если суметь ее найти :)

Короткая посадка/высадка и в обратный путь!
"Заходящая на посадку" яхта :)






Сохнущие после удачной охоты бакланы






И нечто ржавое и железное, торчащее прямо из воды :-/














А тем временем мы возвращались домой в Стокгольм






вдоль заросшего лесом восточного берега Бьёрькё










Влившись за южной оконечностью острова в маршрут, которым мы пришли сюда утром, еще через два часа, к вечеру, добрались до Стокгольма. Конечно же поочередно останавливаясь у Vårby-Brygga, Jungfrusund и Nya Kungshatt :)
И были нам попутчиками величественное озеро, скалистые берега, тяжелые свинцовые тучи, моросящий иногда дождик... А я меланхолично созерцал всё это с кормы нашего дракарохода с бутылочкой пива в руке :)






ЗЗЫ. А для закрепления материала прилагаю карту маршрута с указанием примечательных мест ;)



Как всегда:
красная линия - туда,
лиловая - обратно (для случая когда маршруты не совпадали),
синими линиями указаны местоположения ориентиров.
Общая длина пути (туда и обратно) - около 80 километров.
AMEN

караблики, Швеция, путешествия, живые природы, история, самолётики

Previous post Next post
Up