Продолжим обзор фильмов об Оборотнях, вышедших на экраны в 1940-х годах. Это действительно был какой-то бум вервольфомании! В один пост все не поместились =)
Следующим по хронологии у меня год 1944 и фильм, очень мало соответствующий теме. Но упомянуть его, считаю, было необходимо...
1944 год
The Curse of the Cat People
"Проклятие людей-кошек"
Непосредственный сиквел Cat People 1942 года (во всяком случае кинокомпания хотела, чтобы так считали). [---подробности---] Снят на RKO Radio Pictures Inc. Режиссёры Роберт Уайз (Robert Wise) и Гюнтер фон Фрич (Gunther von Fritsch). Продюссер Вэл Льютон (Val Lewton). Автор сценария ДеВитт Бодин (DeWitt Bodeen) при содействии Вэла Льютона. Длительность 70 минут. Бюджет $150 тыс. Премьера 2 марта 1944 года. США. Язык английский.
Вопреки кричащему названию фильм представляет собой трогательную мелодраму с элементами мистики, повествующую о трудной жизни ребёнка-аутиста с богатым внутренним миром. Руководство киностудии, на волне успеха триллера о женщине-оборотне, собиралось снять сиквел своего наиболее коммерчески успешного детища двухлетней давности. Но у продюссера было своё виденье. Вэл Льютон снимал драму о ребёнке, которого не понимают, и вложил в него много из собственной биографии. Актёры и основные действующие лица были теми же, что и раньше, но больше ничего общего с оригинальным фильмом не осталось. Изменился жанр. Однако студия не унималась и продолжала рекламную кампанию в стиле триллера-ужаса. Сценарист вспоминал, что Льютон даже хотел изменить название фильма на "Эми и её друг" (Amy and Her Friend), порвав тем самым все связи с "оригиналом", но студия не разрешила. Как и ожидалось, целевая аудитория ужасов, на которую работала рекламная кампани, фильма не оценила. Но это не помешало ему стать драматическим успехом Вэла Льютона, известного ранее как автора триллеров.
И да, оборотней в сиквеле тоже нет! Тем не менее фильм стал дебютной работой всемирно-знаменитого в будущем режиссёра Роберта Уайза (обладателя 4 оскаров) и, судя по рейтингу IMDb, зрители восприняли фильм тоже вполне благосклонно. Картина сама по себе (если не оглядываться на название) вполне неплохая драма для семейного просмотра.
"Праздник постояльцев", также известен как The Three Stooges Meet The Wolf Man, т.е. "Три недокомика встречают Человека-волка"
80 эпизод похождений комедийного трио The Three Stooges (что-то наподобие как "Три недокомика", т.к. студж - stooge - в англ. языке - это помощник комика, служащий объектом шуток). [---подробности---] Снят на Columbia Pictures. Режиссёры Дэл Лорд (Del Lord). Продюссер Хью МакКоллам (Hugh McCollum). Авторы сценария Дэл Лорд и Элвуд Ульман (Elwood Ullman). Длительность 17 минут. Премьера 15 июля 1944 года. США. Язык английский.
Сюжет: Три главных героя работают коридорными в отеле Snazzy-Plaza, один из постояльцев для каких-то своих меркантильных целей притащил в номер контейнер с Человеком-Волком, вполне себе мирным созданием, пока не заиграет музыка…
Непонятное буффонадное нечто, плохо снятое и плохо сыгранное (но в своё время, наверное, бывшее невероятно смешным). Реликт эпохи, когда телевидения ещё не было, а сериалы смотреть уже хотелось. Название скорее всего отсылает к одноимённому короткометражному комедийному фильму 1931 года. В общем же эпизод демонстрирует уровень популярности темы Оборотней на киноэкранах Соеденённых Штатов середины 40-х.
Сам по себе Человек-Волк не обязательно был Оборотнем. Так за все 17 минут фильма ниразу это не утверждалось. Но я считаю, что когда Лон Чейни младший (Lon Chaney Jr.) хохотал, глядя на то, как проказичают на экране комики, он прекрасно понимал, кого именно пытается играть Дюк Йорк (Duke York) в мохнатом гриме :)
Забавное культурное наследие оставил этот фильм: в 1953 году вышел эпизод анимации о дятле Вуди Вудпекере (Woody Woodpecker) Belle Boys в котором главные герои повторяли ужимки студжей.
Слоган: As a woman she wanted LOVE! As a werewolf she wanted BLOOD! (Как женщина она хотела ЛЮБВИ! Как вервольф она хотела КРОВИ!)
Сюжет: Доктор Моррис (Dr. Morris) живёт в фамильном особняке семьи Ля Туров (LaTour). Поколение назад случилась неприятная история: Мари Ля Тур (Marie LaTour) оказалась оборотнем, убившим собственного мужа, и это стало концом семьи. Доктор в своих изысканиях обнаруживает в подвале тайную гробницу Ля Туров, а там некий манускрипт, проливающий свет на те события. В начале фильма доктор изучает манускрипт и собирается опубликовать результаты. Всё было бы просто и буднично, если бы не тот факт, что дочь Мари Ля Тур, юная Селеста (Celeste) стала принцессой разбивших недалеко табор цыган. Она унаследовала от матери ужасный дар и имеет проверенных шпионов в бывшем родовом гнезде. Селеста готова на всё, чтобы тайна её матери никогда не стала достоянием общественности. Она готова даже убить.
Селеста-оборотень у тела жертвы
Очень странный фильм, примечательный лишь тем, что в нём впервые среди сохранившихся кинофильмов появляется женщина-оборотень (первый раз это было в фильме The Werewolf 1913 года, но он не сохранился), сыгранная, к слову, прекрасной Ниной Фох (Nina Foch). И более не примечателен ничем. Глупый сюжет с отсутствием логики и каких либо спецэффектов. Создатели фильма, решив наверное не заморачиваться, просто меняли фигуру девушки на настоящего волка (либо пса, очень на волка похожего). При этом героиня спокойно обращалась в Зверя и назад по своему желанию, без какого-либо влияния Луны и с полным сохранением сознания и одежды. Тема последствий укусов Зверя также не раскрыта. Конечно же присутствуют вездесущие цыгане… Совершенно непонятно чем мог навредить найденный манускрипт цыганской принцессе... Смотреть можно разве что ради Нины Фох. Она действительно прекрасна!
Селеста, во время превращения в волка: на экране тень девушки пересекается с тенью волка, а потом исчезает
Продолжение истории о Человеке-Волке Ларри Тэлботе (Larry Talbot) и монстре Франкенштейна. [---подробности---] Снято на Universal Pictures. Режиссёр Эрл Кентон (Erle C. Kenton). Продюссер Пол Малверн (Paul Malvern). Авторы сценария Курт Сиодмак (Curt Siodmak) и Эдуард Т. Лоу младший (Edward T. Lowe Jr.). Длительность 71 минута. Бюджет $354 тыс. Премьера 15 декабря 1944 года. США. Язык английский.
Слоган: THE DEVIL'S BROOD! (ДЬЯВОЛОВО ОТРОДЬЕ!)
Сюжет: Некий безумный доктор Ниманн (Niemann), ещё один любитель пересаживания всего и всем и адепт оживления мёртвой материи, в развалинах замка Франкенштена обнаруживает замороженных в лёд монстра и Зверя. А дальше привычные селяне с факелами и вилами. И конечно же вездесущие цыгане. Куда ж без них?..
Если предыдущий фильм, Frankenstein Meets the Wolf Man, был первым, в котором были сведены вместе монстры из разных циклов, то этот фильм стал первым, где свели троих: с эпизодической “ролью” засветился граф Дракула в исполнении уже Джона Кэррадайна (John Carradine) вместо Бела Лугоши (Bela Lugosi). Бессменный же исполнитель роли монстра Франкенштейна на протяжении 1930-х Борис Карлофф (Boris Karloff) сыграл в этой экранизации доктора Ниманна. Монстра же, начиная с этого фильма, начал играть Гленн Стрэндж (Glenn Strange). Также в этом фильме по первоначальному плану должна была появится и Мумия - ещё один юниверсаловский монстр из серии фильмов 1932-1955 годов (примечательно, что первую роль Мумии исполнил Борис Карлофф, а в фильмах 1942 и 1944 годов бессменной мумией был "заслуженный Человек-Волк" Лон Чейни младший - Lon Chaney Jr.). Но увы, бюджета на Мумию не хватило. В остальном примитивное кино, лишённое какого либо смысла. Хотя в сравнении с прошлым фильмом с сюжетом здеть немножко получше…
Очередное продолжение истории о Человеке-Волке, монстре Франкенштейна и графе Дракуле от Universal Pictures. [---подробности---] Режиссёр Эрл Кентон (Erle C. Kenton). Продюссер Пол Малверн (Paul Malvern). Автор сценария Эдуард Т. Лоу младший (Edward T. Lowe Jr.). Длительность 67 минут. Премьера 7 декабря 1945 года. США. Язык английский.
Слоган: HORROR UPON HORROR in the HOUSE OF DRACULA (УЖАС НА УЖАСЕ в ДОМЕ ДРАКУЛЫ)
Сюжет: С каждым сиквелом наверное придумывать логичный сценарий было всё трудней и трудней… К гениальному доктору, живущему в замке в Германии на берегу моря, одновременно прибывают граф Дракула и Ларри Тэлбот (Larry Talbot) с просьбой о помощи. Они хотят быть излеченными от ужасных магических недугов. В подвал того же замка неизвестными науке подземными потоками выбрасывает и монстра Франкенштейна. В результате Тэлбота всё же удаётся исцелить… И опять не обошлось без уже привычных селян с вилами и факелами.
Забавно “научное” объяснение явления ликантропии: некоторые участки мозга пребывают под избыточным давлением, в результате воздействия внешних раздражителей, таких как свет полной луны, участки активизируются и способствуют усиленной работе определённых желез внутренней секреции, что и является причиной как опасного поведения, так и физической трансформации )
Изначально фильм должен был называться The Wolf Man vs Dracula ("Человек-волк против Дракулы"). Но сценарий планировавшегося фильма был слишком жестоким и не прошёл цензуру. Пришлось изменить всё. Актёрский состав монстров, к слову, такой же как и у House of Frankenstein.
"Женщина-волк из Лондона", также известен как Curse of the Allenbys, т.е. "Проклятие семьи Алленби"
Детектив-мелодрама от всё той же Universal Pictures, продолжившей спекулировать на теме сверхестественного и вошедший в список классических фильмов Universal Monsters. [---подробности---] Режиссёр Джин Ярброу (Jean Yarbrough). Продюссер Бен Пивар (Ben Pivar). Автор сценария Джордж Брикер (George Bricker). Длительность 61 минута. Премьера 17 мая 1946 года. США. Язык английский.
Слоган: Haunted by a dreaded curse! (Преследуемая ужасным проклятием!)
Сюжет: В Лондоне, в парке, примыкающем к поместью Алленби, обнаруживают тело человека, изодранное ужасным зверем. Одной из последующих жертв удаётся спастись и он рассказывает, что был атакован оборотнем... женщиной. Эти новости ужасно беспокоят готовящуюся выйти замуж Филлис Алленби (Phyllis Allenby), сироту, последнюю из рода Алленби. Она начинает следить за своим поведением, но, приходя в сознание утром, собирает всё больше и больше доказательств, что причиной всему родовое проклятье Алленби - все, у кого в жилах кровь Алленби, способны оборачиваться волком. Тем не менее расследование ведёт Скотлад-Ярд...
Опять же, вопреки названию и нагнетающейся (не очень удачно) атмосфере, оборотня в фильме нет, всё объясняется рационально. Убийца конечно садовник, и это становится понятно уже с середины картины. Тем не менее сюжет фильма основывается на произведении известного американского писателя и сценариста Дуайта В. Бэбкока (Dwight V. Babcock).
"Бад Эббот и Лу Костелло встречают Франкенштейна", также известен как Abbott and Costello Meet Frankenstein, т.е. "Эббот и Костелло встречают Франкенштейна"
Уже пятый (и последний) по счёту фильм с участием Человека-Волка Ларри Тэлбота (Larry Talbot) в исполнении всё того же Лона Чейни младшего (Lon Chaney Jr.). [---подробности---] Снято на Universal Pictures. Режиссёр Чарльз Бартон (Charles Barton). Продюссер Роберт Артур (Robert Arthur). Авторы сценария Роберт Лиз (Robert Lees), Фредерик А. Ринальдо (Frederic I. Rinaldo) и Джон Грант (John Grant). Буффонадная комедия длительностью 83 минуты. Бюджет $800 тыс. Сборы $3,2 млн. Премьера 15 июня 1948 года. США. Язык английский.
Слоган: It's a grand new Idea for FUN! (Это великолепная новая идея для веселья!)
Сюжет: Чик Янг (Chick Young) и Уилбур Грей (Wilbur Grey) сотрудники бюро доставки. В бюро приходят два огромных ящика на имя мистера МакДугала (Mr. McDougal), владеющего небольшим музеем ужаса в городе. Сначала МакДугал пытается позвонить в бюро из Лондона и запретить куда-либо доставлять эти ящики, но через несколько минут является в бюро и заставляет Чика и Уилбура доставить их в музей лично. Он оговаривается, что в ящиках находятся останки графа Дракулы и монстра Франкенштейна. Кроме того у туповатого и трусоватого толстячка Уилбура вдруг появляется красавица-подружка Сандра (Sandra), живущая в особняке (!) на острове. Чик не может понять, что она нашла в Уилбуре. Также как не может поверить, что "экспонаты" убежали из ящиков во время доставки.
На этот раз на “юниверсаловских” монстров положили глаз знаменитые американские комики 40-х Уильям "Бад" Эбботт и Лу Костелло (William Abbott and Lou Costello) сделав их основой для сюжета своего уже 22-го по счёту фильма. И не важно, что в House of Dracula Ларри Тэлбот уже как будто вылечился от ликантропии, финансы похоже убедили, что болеющий Тэлбот гораздо прибыльнее здорового. Поэтому в фильме играют и Лон Чейни младший, и Гленн Стрэндж (Glenn Strange) в роли монстра Франкенштейна, и сам Бела Лугоши (Bela Lugosi) в роли всё того же графа Дракулы. Несмотря на откроведную комедийную буффонадность на мой взгляд это лучший фильм с участием оригинальных “юниверсаловских” монстров! Что можно отметить касательно Человека-Волка: грим стал заметно лучше.
Сюжет: Солдат в отставке идёт домой. По пути он делится хлебом с нищим, а потом, в лесу, защищает девочку от огромной совы. Девочка рассказывает, что не сова это, а оборотень. А прилетает он из-за леса. Солдат решает во всём разобраться.
Забавный рисованный мультфильм с ныне непривычной старой диснеевской анимацией. Главными противниками простого русского солдата в отставке по сюжету оказываются оборотни. Правда волков среди них нет, но присутствует кошка, филин и крыса. Можно сказать это первое появление оборотней в цвете. Странно, но я никогда не видел этого фильма по телевизору, хотя пересмотрел много старых советских мультфильмов.
За грозовое военное десятилетие было снято 15 фильмов так или иначе затрагивающих тему Оборотней: 14 чёрно-белых художественных и 1 ("Сказка о солдате") цветной анимационный. Первый в 1941 году в США, последний в 1948 году в СССР.
Из них Оборотни присутствовали в 11 фильмах, ещё в 2 Оборотни возможно присутствовали (неизвестно, были ли это Оборотни или нет), в 1 (She-Wolf of London) - Оборотни только упоминались, а в 1 (The Curse of the Cat People) не было даже упоминаний.
12 раз упомянутые Оборотни были Вервольфами, 1 раз (Cat People) огромными чёрными кошками (пантерами) и 1 раз ("Сказка о солдате") - филином, кошкой и крысой.
Из 13 Вервольфов 10 были прямоходящими антропоморфными и 3 - обычные волки либо волкоподобные собаки. "13й" Вервольф появляется в фильме The Wolf Man, в котором присутствуют сразу два Вервольфа: Главный Герой - прямоходящий антропоморфный Человек-Волк и Оборотень, его инициировавший, в виде немецкой овчарки.
Из 15 фильмов 13 были сняты в США, 1 (Le Loup des Malveneur) во Франции и 1 ("Сказка о солдате") в СССР. Соответственно 13 англоязычные, 1 франкоязычный и 1 на русском языке.
Рекомендации к просмотру: Bud Abbott and Lou Costello Meet Frankenstein - ничего лучше во второй половине 40-х не сняли. Ну ещё, ради спортивного интереса можно посмотреть "Сказку о солдате", как-никак выход этого фильма можно назвать событием. Антирекомендации: конечно Idle Roomers - очень примитивное развлекательное видео.