Вервольфы в кино. Как всё начиналось

Dec 21, 2016 11:53

Наступило самый тёмный день года, день, в который грань между миром смертных и миром потусторонних сил почти неосязаема. Когда единственно защитой от неведомого становится лишь тепло свечи и доброе слово. Именно сейчас, я считаю, самое время вспомнить о том, ради чего много лет назад был создан этот журнал.

С древних времён человечество интересовала тема Оборотней. Разрабатывались методики поимки, писались трактаты, определители, мемуары… А 28 декабря 1895 года (без малого 121 год назад) в Париже (Paris), в доме №14 по бульвару Капуцинок (Boulevard des Capucines), братья Луи́ Жан Люмье́р (Louis Jean Lumière) и Огю́ст Луи́ Мари́ Николя́ Люмье́р (Auguste Louis Marie Nicholas Lumière) организовали первый в мире сеанс по просмотру отснятых ими короткометражных фильмов, начав тем самым эру синематографа.

Со временем было замечено, что синема не обязательно показывает зрителю только то, что было на самом деле. Упругая целюлоидная плёнка в руках умелого мастера оказалась как будто глина под пальцами опытного скульптора. И вскоре будоражащие сознание кровожадные звери обрели синематографическую плоть и осязаемость, творя на экране всякие непотребства и заставляя стынуть кровь в жилах впечатлительных зрителей. Проследим же как это было вместе…

Начало начал

Если верить доктору исторических наук, японисту Александру Николаевичу Мещерякову и его книге "Император Мейдзи и его Япония", а также цитируемому им Ёмота Инукихо "Нихон эйгаси хякунэн" (Токио: Сюэйся 2000, с. 42), то пальма первенства в экранизации истории об Оборотне принадлежит Стране Восходящего Солнца. Уже через два года после первого в истории киносеанса братьев Люмьер, в 1898 году, Япония снимает две первые свои собственные немые короткометражки. Одна из них и была посвящена как раз оборотню. Правда никаких иных упоминаний об этом фильме мне обнаружить не удалось, как и есть сомнения, что фильм (если он существовал) вообще мог сохраниться до наших дней. В любом случае предполагаю, что если даже и был отснят такой фильм, то был посвящён он отнюдь не нашим привычным европейским оборотням-вервольфам, а традиционному японскому оборотню-лисе кицунэ (狐).

1913 год

The Werewolf

"Оборотень", либо, если использовать слово, уже ставшее привычным в русском языке, "Вервольф"




Самый первый фильм об Оборотне, который достоверно известен.
[---подробности---]
Спродюссирован Bison Motion Pictures.
Снят на Universal Films.
Режиссёр Генри МакРэй (Henry MacRae).
Автор сценария Рут Энн Болдуин (Ruth Ann Baldwin).
Длительность 18 минут.
Премьера 13 декабря 1913 года. США.


Увы, но посмотреть фильм сейчас уже невозможно: считается что он был безвозвратно утерян во время пожара на студии Universal в 1924 году. Но тем не менее известно, что сюжет был основан на коротком рассказе Генри Беогрэнда (Henry Beaugrand) "Оборотни" (The Werewolves) 1898 года. Также за основу были взяты старые индейские легенды о людях, способных принимать облик Зверя.

Что известно о сюжете? Женщина по имени Kee-On-Ee из племени Навахо (Diné or Naabeehó) верит, что бледнолицые виноваты в исчезновении её мужа. Она считает, что его убили. Поэтому обучает свою дочь Watuma секретным чарам и та в образе волка мстит белым переселенцам-поработителям. Потом Watuma встречает странствующего монаха и это как-то коренным образом меняет её жизнь. А через 100 лет после она возвращается в мир живых чтобы отомстить за смерть возлюбленного. Для съёмок Зверя в волчьем обличье использовали настоящего волка. Примечательно также то, что режиссёр фильма, Генри МакРэй, в 1930-х станет знаменит благодаря серии фильмов о Флэше Гордоне ;)

Рейтинг на IMDb 6.2/10.
На Кинопоиске без рейтинга.
Wikipedia

1914 год

The White Wolf

"Белый волк", также известен как The White Hunter, т.е. "Белый охотник"

Ещё один загадочный фильм, о котором известны лишь название и каст.
[---подробности---]
Снят на Nestor Film Company.
Премьера 30 сентября 1914 года. США.


Короткометражный чёрно-белый немой триллер. Ни постера, ни, тем более, трейлера обнаружить не удалось. О сюжете известно, лишь то, что он также основан на легендах Навахо. Попавший в ловушку матёрый волк оказывается индейским шаманом.

Объяснений почему фильм недоступен нет.
Рейтинга на IMDb нет.
На Кинопоиске тоже без рейтинга.

1924 год

The Wolf Man

"Человек-волк"



Первый известный фильм с таким названием. Но вопреки оному вовсе не об оборотнях, а о разрушительных отношениях человека с Зелёным Змием. Ныне считается утраченным.
[---подробности---]
Снят на Fox Film Corporation.
Режиссёр Эдмунд Мортимер (Edmund Mortimer).
Авторы сценария: Фанни и Фредерик Хаттоны (Fanny Hatton & Frederic Hatton), Рид Хистис (Reed Heustis).
Немая драма длительностью 60 минут.
Премьера 17 февраля 1924 года. США.


Рейтинг на IMDb 5.6/10.
На Кинопоиске без рейтинга.
Wikipedia

Le Loup Garou

"Вервольф", в англоязычной среде известен как The Werewolf



Считается вторым в истории подтверждённым фильмом с упоминанием оборотней.
[---подробности---]
Снят на Pathé Frères.
Режиссёры Пьер Бриссоль (Pierre Bressol) и Жак Рулле (Jacques Roullet).
Премьера 12 сентября 1924 года. Франция.


Известно, что это был чёрно-белый немой фильм, основаный на романе Альфреда Машара (Alfred Machard) "Вервольф (История каторжника)" (Le loup-garou. (Histoire d'un forçat)). Увы, фильм считается утраченным. Что случилось с фильмом и почему он недоступен сейчас - не ясно. Единственное, что есть в сети о нём - это оригинальная книга Альфреда Машара, на основе которой и был снят фильм, иллюстрированная кадрами из картины (см. ссылку).

Но тем не менее можно с большой долей уверенности заявить, что в фильме оборотней всё же нет. Т.к. роман является социальной драмой о бежавшем каторжнике, который вместе с несовершеннолетним сыном скрывается от полиции. Не осмеливаясь рассказать ребёнку правду о причинах их мытарств главный герой утверждает, что они бегут, потому что их преследует le loup-garou - Оборотень-Вервольф.

Рейтинга на IMDb нет.
На Кинопоиске тоже без рейтинга.

1925 год

Wolfblood

"Волчья кровь", также известен как Wolf's Blood, либо Wolfblood: A Tale of the Forest, т.е. "Волчья кровь: Лесная история"






Первый сохранившийся фильм с упоминанием оборотней, ещё немой.
[---подробности---]
Снят на Lee-Bradford Corporation.
Режиссёр и исполнитель главной роли Джордж Чесэбро (George Chesebro).
Автор сценария Клиф Хилл (Cliff Hill).
Драма длительностью 68 минут.
Премьера 16 декабря 1925 года. США.


Забавный фильм о любви, ревности, вражде и мести, науке и предрассудках, снятый по всем законам немого кино. В отличии от ожиданий весьма милый и некровавый. Поднимает вопрос происхождения легенд о Loups Garous - оборотнях.

По сюжету Главный Герой, управляющий некой лесозаготавливающей компании, случайно встречает в лесу с такого же управляющего (владельца?) конкурирующей фирмы. В результате драки он получает травмы несовместимые с жизнью. Но к счастью его находит доктор, будущий муж владелицы компании. Пытаясь спасти Главному Герою жизнь, посреди лесной глуши, доктор переливает ему кровь волка. Протагонист вскоре идёт на поправку. Но среди рабочих компании ширится слух, что тот, кому в вены попадёт кровь волка, становится оборотнем. Узнав, что ему перелили кровь волка, Главный Герой сам начинает верить в такой исход...

Как уже должно быть понятно, в отличии от ожиданий главный герой не превращается в волка физически, чего не скажешь о его психическом состоянии. Тем не менее общее впечатление от фильма: весьма неплохо )



Главный Герой, считая, что превращается в волка, бежит за только ему видимой призрачной волчьей стаей

Рейтинг на IIMDb 5.8/10.
На Кинопоиске, увы, без рейтинга.
Мой рейтинг: 6 из 10.
Wikipedia

Медвежья свадьба

В англоязычной среде известен как The Bear's Wedding






Как это ни странно, СССР вступил в "гонку кинооборотней" весьма рано и активно, сняв в 1925 году на студии акционерного общества "Межрабпом-Русь" по одноименной пьесе Анатолия Васильевича Луначарского (да-да, того самого наркома Луначарского!) мистическую драму "Медвежья свадьба". Самое интересное, что пьеса Луначарского была написана по мотивам новеллы Проспера Мериме (Prosper Mérimée) "Локис" (Lokis; от литовского lokys - медведь) и некоторое время до экранизации успешно ставилась на сцене.
[---подробности---]
Режиссёры Константин Владимирович Эггерт и Владимир Ростиславович Гардин.
Авторы сценария Георгий Эдуардович Гребнер и Анатолий Васильевич Луначарский.
Длительность 68 минут.
Премьера 25 января 1926 года. СССР.
Язык: без звукового сопровождения.


Сюжет:
Действие происходит в XIX веке в литовских лесах. На охоте в честь годовщины свадьбы граф Казимир Шемет из ревности убивает кузена жены, уделявшего слишком много ей внимания Ольгерда Кейстута. Обезумевшую от утраты графиню атакует медведь. Вечером раненую и всё ещё находящуюся в глубоком обмороке жену домогается граф. Очнувшаяся графиня навсегда сходит с ума. Через некоторое время она рождает сына. Но граф и тут находит повод для ревности, подозревая в отцовстве давно почившего Ольгерда...

Проходит 35 лет. Граф Казимир давно умер. Безумная графиня заточена в родовом замке Мединтилтас. Её сын, Михаил - новый граф Шемет. И всё бы было хорошо, но граф понимает, что он тоже страдает какой-то формой сумасшедствия. Его тянет лес, во время грозы он запирается в старой башне... А в соседнем имении Довгеллы живёт юная красавица панна Юлька Ивинская, в которую граф безумно влюблён, и, что хуже, она влюблена в него. Окресными же лесами, временами нападая на крестьян и прохожих, бродит лесной дух, полузверь-пулучеловек по имени Локис.

Весьма серьёзная попытка экранизации произведения Проспера Мериме "Локис", пусть даже и в обработке Луначарского. Персонажам действительно сопереживаешь. Кроме того, именно этот фильм можно назвать первой исторической костюмированной картиной с участием оборотней.



Теперь об "Оборотне": физического превращения, как можно уже догадаться, тут тоже нет. Граф ощущает себя Зверем психологически. Он агресивен и кровожаден, в моменты потери контроля вполне способен загрызть человека. Именно он, переодевшись в лохмотья и прицепив для неузнаваемости бороду из пакли, бродит под видом Локиса окрестными лесами, атакуя прохожих. Графиня однажды называет себя матерью медведя, а когда видит сына, орёт: "Медведь! Медведь!" Таким образом можно сказать, что это первое в синематографе проявления оборотня-медведя.

Рейтинг на IIMDb 6.9/10.
На Кинопоиске, увы, без рейтинга.
Мой рейтинг: 6 из 10.
Wikipedia

1932 год

Gehetzte Menschen

"Затравленные люди", либо "Преследуемые люди", также известен как Der Schwarze Mann, т.е. "Чёрный человек", в англоязычной среде - Haunted People, т.е. "Затравленные люди", "Люди, преследуемые призраками", во французской адаптации фильм назывался как и предыдущая экранизация - Le Loup Garou (!), т.е. "Вервольф"






Ещё одно кино-переложение романа Альфреда Машара, точнее его немецкой адаптации "Чёрный человек" (Der Schwarze Mann).
[---подробности---]
Снято на Emco Film.
Режиссёр Фридрих Фейер (Friedrich Feher).
Длительность 94 минуты.
Премьера в США состоялась 1 июня 1934 года. Германия, Чехословакия.
Возможно был уже звуковой, если так то языком озвучки должен был быть немецкий.


В отличие от фильма 1924 года и оригинального романа главный герой рассказывает сыну, что за ними гонится der Schwarze Mann - т.е. немецкая версия вредоносного духа, похищающего детей. Это конечно исключило оборотней из сюжета, но общего смысла не поменяло. Также я так и не понял является ли фильм тоже утраченным, как его французский собрат, или нет. В любом случае найти мне его не удалось.

Рейтинга на IMDb нет.
На Кинопоиске тоже без рейтинга.

1935 год

Werewolf of London

"Лондонский оборотень", либо "Вервольф из Лондона"






Вторая попытка Universal'а освоить тематику Оборотней, а также первый сохранившийся фильм на тему и первый фильм об Оборотнях со звуком!
[---подробности---]
Снят на Universal Pictures.
Режиссёр Стюарт Уолкер (Stuart Walker).
Продюссеры Стэнли Бэрджерман (Stanley Bergerman) и Роберт Харрис (Robert Harris).
Авторы сценария Роберт Харрис и Джон Колтон (John Colton).
Любовная драма длительностью 75 минут.
Бюджет $195 тыс.
Премьера 13 мая 1935 года. США.
Язык английский.


Слоган: Beware! Terror strikes in the night! (Будь осторожен! Ужас наносит удар в ночи!)

Сюжет:
Молодой английский учёный-ботаник во время экспедиции по Тибету забредает в запретный район, куда отказываются идти все проводники и носильщики. Но именно там он обнаруживает уникальный цветок, расцветающий только при свете Луны. И именно там на него набрасывается и ранит в руку неизвестный зверь. Вернувшись домой вместе со своей ценной находкой учёный пытается воспроизвести условия жизни удивительного растения в своей домашней оранжерее. Неожиданно к нему с визитом является его коллега из Края Божественных Шелковиц. Гость утвержадет, что они уже однажды встречались и просит поделиться трофеем, сок которого, по его словам, имеет чудодейственные свойства. Параллельно с этим начинается Полнолуние и в городе происходят ужасные убийства...

Трейлер:

image Click to view



Весьма добротный и совершенно некровавый фильм. Запомнился благодаря удивительной фразе, произнесённой главному герою: "Оборотень инстинктивно пытается уничтожить то, что любит сильнее всего". А также тем, что только настоящий оборотень-джентельмен способен выходить на охоту старательно укутавшись в плащ и обутым в ботинки, а, будучи подстреленным обыкновенной пулей из револьвера (!), на смертном одре, произнести трогательную речь. Фильм можно рекомендовать для тех, кому интересна тема, но не нравятся ужасы. По своей сути это скорее даже не самостоятельное произведение, а переосмысление истории о докторе Джекилле и мистере Хайде, фильм по которой вышел 4-мя годами ранее, что конечно не преуменьшает художественной ценности обсуждаемого произведения.



Кроме того, это первый фильм в котором Зверь получил внешность отличную от обычного волка: прямоходящий, антропоморфный, обросший шерстью монстр, с клыками и ужасными когтями. Этот образ вскоре станет эталонным и будет повторён многократно. И благодарны за это мы должны быть талантливому гримёру Джеку Пирсе (Jack Pierce), именно созданию его умелых рук было уготовано судьбой войти в историю.

Таким образом это одна из самых заметных тематических работ, ставшая вехой киноиндустрии ужасов, но... Увы, но в 1935 году тема Оборотней не заинтересовала зрителей. Поэтому основная слава прародителя жанра досталась отнюдь не "Лондонскому оборотню", а его знаменитому потомку. И случилось это через 6 лет...

[---номинации---]
Номинации:
2005 - Saturn Awards в категории Best DVD Collection.
2017 - Saturn Awards в категории Best DVD/Blu-Ray Collection.


Рейтинг на IMDb 6.5/10.
Рейтинг на Кинопоиске 6.226/10.
Мой рейтинг: 7 из 10
Wikipedia

И в конце немного статистики.

От возникновения синематографа и до конца 1930-х годов было снято 8 (+1) фильмов, так или иначе упоминающих Оборотней. Первый, возможно, в 1898 году в Японии, доказано - в 1913 году в США. Последний в 1935 году тоже в США.

Из них 6 (+1) были чёрно-белыми немыми и 1 (Werewolf of London) чёрно-белым звуковым. Про ещё один фильм (Gehetzte Menschen) у меня нет информации.

Из всех фильмов Оборотни присутствовали в 4 (+1). В ещё 2 Оборотни только упоминались. В последних 2 - не упоминались вообще.

5 раз упомянутые Оборотни были Вервольфами, 1 - медведем и 1 раз, возможно, Кицунэ.

1 Вервольф (в Werewolf of London) был прямоходящим антропоморфным. Об остальных у меня нет информации.

Из 8 (+1) фильмов 5 были сняты в США, 1 (Le Loup Garou) во Франции, 1 (Gehetzte Menschen) в Германии и Чехословакии, 1 ("Медвежья свадьба") в СССР и 1, возможно, в Японии.

Единственный известный звуковой фильм (Werewolf of London) снят англоязычным.

Далее: Вервольфы в кино. 1940-е. Часть первая

Мои рекомендации к просмотру: конечно же Werewolf of London!

PS. С Йолем!


литературка, Германия, amigoingslightlymad, оборотничество, кино, СССР, США, Чехословакия, Япония, история, искусство, Франция

Previous post Next post
Up