Немного о неандертальских захоронениях

Oct 01, 2012 22:17

На тему возникших вопросов о достоверности или недостоверности существования "неандертальских захоронений", т.е. находок неандертальских скелетов, интерпретируемых как преднамеренное захоронение умершего неандертальца.

Вот что пишет по этому поводу доктор исторических наук, археолог Леонид Борисович Вишняцкий



в книге "Неандертальцы. История несостоявшегося человечества" (2010 год):

(все выделения мои)

…можно надеяться, что новые находки позволят существенно детализировать картину и получить ответы хотя бы на некоторые из тех вопросов, которые пока остаются неясными. Для многих более поздних (HT: геологически), собственно неандертальских погребений такой надежды, увы, нет, поскольку они были открыты и исследованы еще в первой половине прошлого века и часто таким образом, что количество и качество полученной информации оставляют желать много лучшего. Некоторые из них раскапывались дилетантами, обращавшимися к помощи профессиональных археологов лишь после того, как самая интересная и информативная часть памятника была уже погублена. Тем не менее даже в таких случаях кое-какие детали всё же можно реконструировать, и эти детали вкупе с материалами более поздних и гораздо более тщательных раскопок дают основания думать, что особые представления и обычаи, связанные со смертью и умершими, существовали уже по крайней мере в среднем палеолите.

Неандертальские среднепалеолитические погребения были открыты и изучены в пещерах Ля Ферраси, Ля Шапелль-о-Сен, Ле Мустье, Рок де Марсаль и Ле Регурду во Франции, Шанидар в Ираке, Табун, Кебара и Амуд в Израиле, Дедерьех и Сирии и некоторых других. По независимым подсчётам разных авторов, всего их (HT: погребений) сейчас известно от 30 до 35. Еще одно неандертальское погребение относится к верхнему палеолиту (Сен-Сезер), и оно же является пока единственным, обнаруженным не в пещере, а под открытым небом.

В большинстве случаев намеренный характер захоронений далеко не очевиден, и некоторые исследователи считают даже, что все или почти все их можно объяснить игрой естественных процессов, но есть факты, которые крайне трудно согласовать с такой точкой зрения. Во-первых, отдельные костяки залегают в намеренно вырытых могильных ямах.

Во-вторых, естественному образованию захоронений противоречит полная или почти полная комплектность многих скелетов…

В-третьих - и это особенно показательно - в целом ряде случаев сравнительно неплохо сохранились даже детские и младенческие костяки…

Всё это наряду с особенностями положения костяков и деталями устройства могил, подробно проанализированными в ряде специальных работ, заставляет думать, что у неандертальцев - или, точнее, у некоторых групп неандертальцев - существовал обычай погребать умерших сородичей.

Нельзя не заметить, что на многих территориях, богатых находками разрозненных костных останков неандертальцев, неандертальские погребения отсутствуют. Их нет на Апеннинах, на Пиренейском полуострове, нет в Центральной Европе (за возможным исключением самого Неандерталя). Не исключено, конечно, что в будущем картина изменится, но если судить по наличествующим данным, то получается, что у неандертальского населения перечисленных районов погребального обряда либо не было вообще, либо он был совершенно не таким, как в Юго-Западной Франции, в Крыму, или на Ближнем Востоке, где сконцентрированы почти все известные захоронения. Возможно, он проводился таким образом, что никаких археологически уловимых следов просто не оставалось. Примеров подобных обрядов можно привести много, они широко известны и для древних эпох, и для современности.
Последнее предположение, кстати, выглядело бы вполне правдоподобно и применительно к погребальной практике гомо сапиенс начала верхнего палеолита - ведь их захоронений в Европе и на Ближнем Востоке пока неизвестно. Авторы, отрицающие существование неандертальских погребений, почему-то никогда не вспоминают об этом обстоятельстве...

Существует мнение, что в их (HT: неандертальцев) могилах тела погребённых часто сопровождали специально положенные туда вещи - погребальный инвентарь. Это могли быть каменные орудия, куски охры, или, например, запасы пищи. К сожалению, хотя изделия из кремня, красящие вещества и кости животных, действительно, часто залегают вместе с человеческими скелетами, ни в одном случае нельзя исключить возможность того, что они оказались рядом случайно. Дело в том, что точно такие же предметы обычно встречаются и на соседних с погребениями участках культурного слоя стоянок, откуда они вполне могли попасть в могилу естественным путём.

Остаётся лишь надеяться, что ситуацию прояснят будущие открытия, но, если даже допустить, что никаких вещей в могилы неандертальцы не клали, значение их погребений не уменьшится, они не станут от этого "ненастоящими", "нечеловеческими".

В общем, как это не прискорбно, но однозначного ответа нет. Есть как сторонники захоронений, со своими доказательствами, так и их противники, соответственно со своими доказательствами :)
Ждём новых находок. Благо последние 20 лет были на них вполне не бедными...


антропология, палеонтология, история

Previous post Next post
Up