"КРАСНОЗНАМЁННЫХ" ВОССТАНИЕ (перс-араб. сорх алем - красное знамя) - крест. восстание в Горгане (Иран, юго-вост. побережье Каспийского м.) в 162 году хиджры (778/779), направленное в осн. против владычества араб. Халифата и его налоговой политики. Проходило под религ. оболочкой учения хуррамитов и под лозунгами социального равенства и общинного владения землей. Было подавлено войсками Халифата. "К." в. едва ли не первое в истории восстание, во время к-рого использовалось красное знамя как эмблема восстания народа против угнетателей.
В 778-779 году (по исламскому летоисчислению 162 году хиджры) началось крестьянское восстание в Горгане (современный Иран, юго-восточное побережье Каспийского моря), в Арабском Халифате.
Вся вторая половина VIII века и первая половина IX века прошли в Арабском Халифате под знаком борьбы народных, главным образом крестьянских масс против власти Аббасидов. Среди восстаний против аббасидского Халифата необходимо отметить народное движение под руководством Сумбада в Хорасане в 755 году, распространившееся до Хамадана. С огромной силой развернулось движение народных масс против Аббасидов в 776-783 годах в Средней Азии (восстание Муканны).
При халифе Мамуне, в 831 году произошло мощное восстание крестьян в Египте, вызванное налоговыми притеснениями. Мамун сам отправился в Египет и учинил там кровавую расправу. Множество коптов (коренные жители Египта, потомки древних Египтян) было перебито, а их жёны и дети проданы в рабство, так что Дельта, самая плодородная и населённая область Египта, после этого запустела.
В 816-837 годах развернулась большая крестьянская война под предводительством Бабека в Азербайджане и Западном Иране. В 839 годах в Табаристане (Мазендеране) произошло восстание народных масс под руководством Мазьяра. Оно сопровождалось истреблением арабских землевладельцев и захватом их земель крестьянами.
Бабéк, также Бабáк Хоррамди́н, Папáк - руководитель восстания иранских хуррамитов против Арабского Халифата
Горганское восстание было направлено в основном против владычества арабского Халифата (и особенно династии Аббасидов) и его налоговой политики.
Участники же его были известны под названием сурх алем - «краснознамённых», от перс.-араб. сорх алем - красное знамя. Это едва ли не первое в истории использование красного знамени как эмблемы восстания народа против угнетателей.
Выступление проходило под оболочкой учения хуррамитов или хуррамдинов, приверженцем ряда антиисламских, антихалифатских сект в Иране, Азербайджане, Средней Азии, действовавших в начальный период правления Аббасидов, учение хуррамитов развилось из секты Маздакизма (левой секты Зороастризма, основателем учения является зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан из города Фесы провинции Фарс, отсюда и другое название этого учения - зардуштакан) и выступали за социальное равенство и общинное владение землей.
Восстание Бабека
Хуррамиты были дуалистами, они признавали существование двух постоянно борющихся мировых начал - света и мрака, иначе - добра и зла, бога и дьявола. Хуррамиты верили в непрерывное воплощение божества в людях. Такими воплощениями божества у них считались Адам, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, а после них - разные хуррамитские пророки. Общественный строй, основанный на имущественном неравенстве, насилии и угнетении, иначе говоря, классовое общество хуррамиты считали созданием темного, или дьявольского, начала в мире. Они проповедовали активную борьбу с несправедливым общественным строем. Хуррамиты выдвигали лозунг общего владения землёй - передачи всех обрабатываемых земель во владение свободным сельским общинам. Они добивались освобождения крестьянства от феодальной зависимости, отмены государственных податей и повинностей и установления «всеобщего равенства».
Миниатюра XIV века, изображающая битву Бабека с Афшином
К арабскому господству, «правоверному» исламу и его обрядам хуррамиты относились с непримиримой ненавистью. Восстания хуррамитов были движениями крестьян, выступавших против иноземного господства и против феодальной эксплуатации.
Народные восстания, хотя и потерпевшие поражение, не проходили бесследно. Напуганные размахом движений халифы вынуждены были внести некоторые изменения в систему эксплуатации. В частности, при халифе Махди (775-785) было запрещено налагать на крестьян дополнительные сборы, а при халифе Мамуне высшая ставка хараджа, взимаемого натурой, была снижена с 1/2 до 2/5 урожая, в начале IX века исчезла практика обязательного ношения крестьянами свинцовых бирок на шее.
Где тот Рубикон в глубине веков
Что был перейден в сто первых шагов?
Эгалитарный уклон, чуждый ниш, оков -
Все мы - эпигоны своры босяков
Шаг из необходимости да в мир свобод
Нас ненавидело мещанство, ненавидели верхи
Копы ненавидят нас, хоть мы не группа "Грибы"
От еретических фантазий к превращению сказки в быль
От таборитов и до Маркса - эту трассу осиль
Мы могли порой исчезнуть, выжигаемы железом
Но камбэк был неизбежен - тезис версус антитезис
И мы двигали планету, оппонируя невеждам
И неся как Данко сердце словно новую надежду (Биг Берия Тейп x Dessar x Мутный x Горькие усы - Далёкое далёко (prod. by Битодельня) lyric video)