Дениска: я нашел новую игру, мама!
Ага, он нашел.
Откопал ее недавно Вовка из недр своего стеллажа после моих очень настойчивых просьб навести там порядок. А проще говоря выкинуть с полки ненужный хлам, а нужный перебрать и сложить аккуратно. Стеллаж небольшой, но забитый полностью вовкиными богатствами: детские потрепанные книжки, папка с детсадовскими рисунками, комиксы про Скуби Ду, изрезанные журналы «Футбол».
Как же с ними тяжело расставаться. Я б их, конечно, одним махом давно отправила бы в макулатуру. Но Вовчик так долго копил, старался в свое время, когда был единственным сыном и ненаглядным внуком. Только теперь у него есть конкурент или претендент на занимаемую площадь. Придется потесниться - Дениске тоже надо где-то свое «награбленное» собирать.
Так вот среди кучи того ценного мусора нашлась небольшая коробка из пожелтевшего картона. Уголки склеены синей изолентой. Она уже даже отклеилась.
Это мое, из моего детства, математическое домино. Деревянные большие такие костяшки. На них примеры из таблицы умножения. С одной стороны перемножаемые числа, а с другой ответ какого-то другого примера. Все просто: как и в обычной игре нужно сопоставить правильные числа.
Я совсем не помню, когда оно появилось у нас в доме. Может, подарил кто-то. Не помню, чтобы мы особо играли в него в детстве. Но валялось оно высоко на шифоньере и далеко в углу. Заброшено и забыто.
Обнаружилась эта игра после очередной глобальной зачистки антресолей. Стряхнув пыль, я принесла его уже сюда домой, от родителей, еще когда Вовчик был маленький. Думала, что в один прекрасный момент оно наверняка пригодится. Но тут случилась точно такая же история. О нем опять благополучно забыли. Таблицу умножения мы осилили без помощи всяких игр. А домино лежало и честно занимало место на полке. Похоже, оно любит переезжать из одной квартиры в другую, устроиться где-то поудобнее, чтобы редко показываться на глаза хозяевам и пылиться до того времени как кому-то стукнет в голову устроить уборку.
- Давай поиграем, только я не знаю как играть. Научи меня. - просит Дениска.
Он с таким удовольствием рассматривает костяшки: цифры, знаки. У меня такое же выражение лица было когда я рассматривала в детстве учебники старшего брата - в них столько прикольных странных закорючек было. Так хотелось побыстрее узнать, что они означают.
Я б и не против научить ребенка. Цифры и числа Дениска знает. Считать любит. Только одно «но» - без знания таблицы умножения ничего не получится. Подумала: а если найти таблицу всю, целиком. Такие были когда-то на задней обложке тонких тетрадей в клеточку. Денис будет смотреть, находить и запоминать примеры. Достала несколько Вовкиных тетрадей с полки. Ну да, ну да.. Реклама и картинки. Никакой таблицы, никаких формул ни на одной тетради. Или мы сейчас неправильные тетради покупаем.
Потом мои мысли плавно пришли к выводу: а нафига собственно ему знать таблицу умножения просто так. Сейчас, в его возрасте. Теоретически надо бы понимать суть умножения и зачем это надо. А мы еще с большим трудом в сложении и вычитании «плаваем». Можно, конечно, и «зайца научить курить. Нет ничего невозможного для человека с интеллектом». Только на кой ребенку прыгать через голову и забивать голову ненужными пока сведениями, которыми ему негде использовать?!
Денька с гораздо большим интересом и воодушевлением соорудит из костяшек лабиринт для маленьких машинок или домик.
* * *
Накануне 1 сентября спрашиваю:
- Дениска, в школу хочешь?
- неа, я еще учиться не умею.
Вот сам сообразил, никто его за язык не тянул и не шептал на ухо правильный ответ.
Не может и иногда не хочет делать то, что рассказываю. Когда что-то не получается не пытается вникнуть в чем причина, разобраться. Зато сразу в крик и слезы: нимааагууу!
Задает вопрос. Любой, о чем попало, что первое пришло на ум о том, что увидел или вспомнил. И тут же не стремится дослушать ответ, перебивает. Просто некоторые ответы невозможно вместить в одно-два слова. Пока я соображаю, как бы ответить максимально просто и кратко, вижу, что ответ ему уже давно «до лампочки». Мысли в маленькой голове уносятся в совсем ином направлении. Наверно процессы в моей оперативной памяти слишком медленно работают, или она слишком сильно перегружена ненужными приложениями. Не успеваю я за ним.
Сосредоточится, сидеть на месте, слушать и запоминать не очень хочет.
Если в таком состоянии отправлять в школу, учебы не получится.
Склоняюсь к тому, что будем собирать портфель после семи лет.
* * *
«Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки!..»
Асфальтные художества возле бабушкиного домика.