Про учителя.

Feb 11, 2011 15:47


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

За годы учебы в школе встречаешь много учителей. Кого-то мы боялись, кого-то ненавидели, кого-то вообще не замечали. Но, слава Б-гу, были и такие, которых любили и уважали.

Учительница.
Антонина Яковлевна.

Не первая, но единственная, с которой мы были с самого первого класса и до выпускного.



С первого по третий класс она вела у нас ритмику (танцы). Была такая дисциплина в обычной районной школе, где детки с удовольствием учились танцевать. В начале урока мы отдавали свои дневники, а учитель проставляла всем без исключения пятерки. Всегда и всем!

С четвертого класса она вела у нас рисование, русский язык и литературу.
Рисовали всегда только в удовольствие. Самые удачные рисунки она оставляла себе напамять. И на самом деле хранила.
Целая рекреация на четвертом этаже нашей школы была посвящена Третьяковской галерее. Даже назвала ее «Малая Третьяковка». Много репродукций картин известных художников украшали стены.

Русский язык. Впервые она предложила нам метод упорядочивания и запоминания массы правил орфографии пунктуации всех этих причастных и деепричастных оборотов, времен глаголов и исключений из общих правил. Опорные схемы. Каждое правило было построено в легко запоминающуюся схему. Записана, зарисована, пронумерована. Открыл: все четко и понятно. Это сейчас куча адаптированных учебников. А тогда это было новшество. И что интересно на контрольных диктантах ведь учебниками пользоваться нельзя было, а она разрешала оставлять схемы.

В самом начале предупредила:
- Запомните навсегда: по умолчанию на контрольные убрать со столов учебники, а схемы оставить можно. Но только если хоть кто-нибудь, хоть когда-нибудь спросит «А схемы можно?» скажу «Нет!!!»

*Это я сейчас все правила забыла. Часто уже не могу вспомнить, как правильно написать.

Литература. Как она любила этот предмет. В начале каждого урока литературы была поэтическая пятиминутка. Несколько человек, только по желанию, рассказывали стихотворения у доски. Любое, какое только понравится. Она научила так рассказывать с чувством с паузами, с интонацией, что весь класс не дыша, слушал. И опять же всегда внимательно слушала и в конце благодарила «Спасибо!»

Последний год учебы, 11 класс. Сразу оговорюсь, что я училась в физико-математическом классе. А она вела класс с углубленным изучением литературы.
Изучаем поэзию серебряного века: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Сергей Есенин, Осип Мандельштам, Николай Гумилев. Чуть позже Солженицын, Василий Шукшин… (сейчас не вспомню кого еще).



Вот только сейчас на этой встрече, когда я подошла к ней, и мы разговорились, я только узнала, что это была только ее инициатива, в школьной программе этого не было в помине. Такого никто не разрешил бы в те времена. Это был 93 год. Да, уже издавали сборники, вроде не запрещено было. Но школьная программа - это такая закостенелая вещь. И вообще школа тогда подразумевала определенную идеологию.

Поэтические вечера, спектакли - все это опять же она организовывала с нами, в основном со своим классом.
- Вот пройдет много лет, уроки никто не будет помнить, а это вы будете вспоминать всегда.




Странно, вот думаю, если преподаватель сам влюблен в свой предмет, то ученики также впитывают это чувство.

А ушла она из школы после того как в учебниках литературы появилось «Біліє вітрило одиноке…» вместо «Белеет парус одинокий…»

Мне очень нравится украинский язык. Но так нельзя извращаться.
У некоторых людей он звучит как песня. Но, увы, в школе ни язык, ни литература меня не впечатлили, видно для учителей это был просто формальный предмет.

На этой встрече выпускников Антонина Яковлевна встала и прочла нам стихотворение «Гимн жизни». В ресторане на тот момент было три компании за разными столами. И когда она начала читать, повисла тишина. Никто, ни единый человек, включая официантов, не разговаривал. Все слушали.

Старая больная учительница стоя читала стихи. Про себя, про жизнь, про путь в жизни, про детей, про настоящее, прошлое и будущее..



Она посвятила это свое выступление нам бывшим ученикам. Так как я безумно сентиментальная, у меня сердце сжалось, я плакала…

Жаль автора не сказала. И как же я пожалела, что у меня нет под рукой видеокамеры.

В свои глубоко за 80 она сохранила прекрасную память, ясный ум, всех помнит по именам, кто как учился. Всегда старалась хорошо выглядеть. Никогда я не видела ее непричесанной, ненакрашенной, неряшливо одетой.
Дай ей Бог здоровья еще много лет!

На вечере даже танцевала с нами.

2011, школа

Previous post Next post
Up