Вернемся к нашим гусям...

Mar 25, 2011 18:17


История с многострадальным гусем, который каким-то загадочным образом попал в кувшин, и которого мы разными способами пытаемся оттуда извлечь - продолжается и живет своей жизнью. Она как-то фрактально распространяется, захватывая все больше умов и душ, и нам продолжают писать свои размышления незримые корреспонденты.

Один из них, который писал, что «сосуд - это форма гуся, и невозможно быть бесформенным, но любая форма - это граница, которую требуется пересечь в процессе роста...» пишет продолжение размышлений:

«Я замечаю, что изменения в мыслях и в направлениях (интенциях)души происходят тогда, когда я пытаюсь понять историю и ИСТОЧНИК нынешнего состояния. Это я и обозначил как необходимость "понять, где вход", чтобы найти "выход".
Но сейчас я понял, что есть некая необратимость в этой задаче, которую раньше не видел. Действительно в бутылку мог войти маленький гусенок и вырасти там! А назад - пути нет. А с мыслями все не так. Когда я понимаю, что мысль внутри каких-то границ ("бутылки"), и когда я осознаю, как я попал туда, выясняется, что я чудесным образом оказываюсь ВНЕ этих границ. Мысленно я могу вернуться к началу и - измениться. Таково тело мысли - ментальное тело.
Маленький гусенок... А что если не гусенок, а сперматозоид? Гусенок оказывается в ЯЙЦЕ (вот она - "бутылка"!), а зародыш - во чреве матери. Как просто решается задача! Это - РОЖДЕНИЕ! И каждый раз - новое!
Удивительно, что Вы почти догадались, сказав о "сбрасывании старой кожи". Так это ведь и была та самая "бутылка"! »



А вот еще одно прекрасное размышление, которое я даю в сокращении, но с благодарностью к очень мудрому и необычному корреспонденту:

«...Почитал полемику вокруг "Кувшина и гуся".
Это на самом деле неисчерпаемая тема герменевтики вообще. Мы имеем дело с неким текстом требующем нашей интерпретации.
Ответ мастера про отсутствие кувшина это ответ традиционный. Любой китаевед ответит вам также. (Достаточно вспомнить "сутру помоста" шестого патриарха Хуэй-Нэна, про отсутствие зеркала, которому нечего и пылиться»). Это правильно и это один полюс. Второй полюс - это ваше личное понимание текста и ваш рост происходящий в процессе этого понимания...В индийской философии есть такое понятие - даршана (от корня дрщ - видеть). Так вот даршаной считается первоначальная интуиция (пратьякша) выстроенная в виде логической философской системы (анумана) и не противоречащая авторитетным существующим системам (агама).
В полемике с моими оппонентами-традиционалистами я всегда привожу отрывок из замечательной книги индийского йогина Парамахамсы Йогананды. Здесь Йогананда вспоминает своего учителя Шри Юктешвара:

«Цитат здесь было предостаточно... Но какой оригинальный комментарий можете предложить вы, исходя из неповторимости собственной жизни? Какой священный текст вы усвоили и сделали сутью своего существа? Какими путями эти вневременные истины обновили вашу природу? Удовлетворяет ли вас пустое механическое повторение слов других людей?..»

«Мудрость усваивается не глазами, а атомами. Если ваша уверенность в истине проникает не только мозг, но и все существо, вы можете скромно поручиться за ее смысл, - обескураживал он ученика, имеющего тенденцию полагать, что книжное знание - необходимый шаг к духовной реализации. Затем продолжал: - Древние риши в одно изречение вкладывали столько глубины, что ученые комментаторы поясняют их в течение множества поколений. Бесконечные литературные споры - для ленивых умов. Какая из мыслей освобождает быстрее, как не та, что "Бог есть" или просто "Бог"?» "Автобиография йога".

...По поводу "отсутствия кувшина". Говорят ведь и про иллюзорность бытия. Это безусловно так и есть, но "знать - значит уметь", и мне всегда вспоминается, как дзенский мастер брал палку и бил ею "прозревшего" ученика, недоумевая почему тот плачет, если палка всего лишь иллюзия...
Потому, я думаю прав  мастер, говоря об отсутствии кувшина (кувшина нет, поверьте!), но и вы тоже правы, пытаясь УВИДЕТЬ ЕГО ОТСУТСТВИЕ. Главное здесь то, как растете вы сами в процессе поиска ответа на этот вопрос. Собственно именно поэтому эти тексты нам и даны, и задача традиции сохранить их базовый вариант. А все мы просто растем. До самих себя, до тех пор пока поймем, что "кувшина нет". Когда мы это поймем, уйдет страдание, высохнут слезы, и палка прилетевшая из пространства не причинит боли. Пока в нас есть боль - КУВШИН ЕСТЬ!
Скажу больше, пока страдает бездомная собака за нашим окном, за пределами нашего личного тепла и уюта - КУВШИН ЕСТЬ!..»

Ради такого Размышления мне стоило ошибаться и кричать на весь мир: «Я догадалась! Гусь и кувшин суть дополнительности!» И теперь я адресую его всем стойким «гадким гусёнкам», которые, как и я, пока еще существуют в своих кувшинах, но уже умеют улыбаться солнцу и сострадать себе подобным.

философия, размышления

Previous post Next post
Up