Начало
здесь.
Хотела дать тезисы
рецензии Л.М. Гиндилиса на
книгу Панова, но решила этого не делать. Все-таки, ее нужно прочесть. Она вполне доступна по стилю изложения. Как сказал мой друг-музыкант Константин: «Я понял, что в состоянии это понять». А объясняет она значительно больше, чем могу это сделать я. Теперь о видеодокладах. Один из них есть как раз изложение того, о чем вышеупомянутые статьи. Это видеозапись выступления А.Д. Панова на II Ефремовских Чтениях-фестивале, прошедших в Москве 10 апреля 2010 года. В совокупности с прочтением хотя бы одной из предложенных статей просмотр этого доклада даст хороший результат.
Прежде, чем мы перейдем ко второму докладу, предлагаю выборку тезисов из статьи «Системный кризис цивилизации как сингулярность истории и возможная роль программы SETI в посткризисном развитии» для тех, кто не прочитал данную статью и доверится сделанным мною смысловым акцентам, отдавая себе отчет о сугубо поверхностном знакомстве с вопросом при таком способе.
А.Д. Панов
Тезисы статьи
«Системный кризис цивилизации как сингулярность истории и возможная роль программы SETI в посткризисном развитии».
...История цивилизации представляет собой последовательность сменяющих друг друга качественно различных фаз или ступеней развития общества. Развитие цивилизации внутри каждой такой фазы представляет собой, во-первых, экстенсивный рост по некоторым параметрам, и, во-вторых, накопление потенциала избыточного внутреннего разнообразия. Под избыточным внутренним разнообразием понимаются формы деятельности или организационные структуры, находящиеся на периферии цивилизации и не играющие существенной системообразующей роли на данном этапе развития...
...На вызов эволюционного кризиса цивилизация отвечает распадом подсистем, неспособных дать адекватный ответ на кризис, и переходом на более высокую ступень эволюции подсистем, которые адекватный ответ дать могут. В таком переходе существенную роль играет избыточное внутреннее разнообразие, накопленное в ходе предыдущей фазы бескризисного развития. Некоторые формы деятельности, не игравшие раньше существенной роли в жизни цивилизации, становятся системообразующим фактором. С точки зрения синергетики и термодинамики, при переходе на более высокую ступень эволюции общество оказывается в состоянии, более далеком от равновесия, чем было до него. Для поддержания такого "устойчивого неравновесия" цивилизация обязана выработать соответствующие компенсирующие механизмы, среди которых важнейшим является совершенствование культурных регуляторов, которые противостоят росту разрушительной силы новых технологий...
...в ходе исторического развития возникают все более совершенные культурные механизмы сублимации агрессии, что (несколько упрощенно) можно охарактеризовать как гуманизацию человеческого общества...
...Современная земная цивилизация находится на пороге тяжелейшего кризиса, или, возможно, на пороге целой полосы кризисов. Можно это явление назвать комплексным или системным кризисом...Согласно синергетической модели истории, развитие земной цивилизации на протяжении сотен тысяч лет двигалось от кризиса к кризису, и, поэтому, может показаться, что в надвигающемся новом кризисе нет ничего особенного...Можно указать по крайней мере два существенных отличия процессов, протекающих сейчас, от всего, что было до этого...
...Явлением, не имеющим аналога в истории, является ограничение роста населения в условиях материального изобилия в развитых странах. Видимо, такой способ преодоления демографического кризиса не имеет простого контрагента в синергетической модели истории...
...Вторая особенность надвигающегося кризиса становится явной, если рассмотреть всю совокупность революционных кризисов, которые на своем пути преодолело человечество. Хорошо известно, что во всей предшествующей истории длительности исторических эпох постоянно сокращались, это явление известно как эффект ускорения исторического времени...
...Можно сказать, что, несмотря на кризисный характер, вся предшествующая история человечества следует единственному гладкому аттрактору, характеризующемуся автомодельным ускорением исторического времени. Здесь надо пояснить понятие аттрактора. Аттрактор - значит притягиватель...Аттрактором является идеальная автомодельная последовательность, вокруг которой флуктуируют точки реальных кризисов...
...Так как сингулярность предсказывается уже в 2027 году, можно с уверенностью сказать, что время автомодельной истории истекло или истекает в ближайшем будущем. Поэтому приближающийся эволюционный кризис - это не просто обычный эволюционный кризис, каких было много, это кризис всего аттрактора истории цивилизации. Можно сказать, что это кризис самого предшествующего многомиллионолетнего кризисного характера развития человечества, кризис кризисов. Эффекта ускорения исторического времени больше не будет, так как мы находимся вблизи точки, в которой эта скорость уже формально бесконечна. Теперь характер эволюции человечества неизбежно должен глубочайшим образом измениться, история должна пройти через точку сингулярности и пойти по совершенно новому руслу. Для человеческой цивилизации наступил момент истины, от нашего поведения зависит, что это будет за путь...
...Можно предположить, что полученный результат не случаен, он имеет глубокий смысл, и вся эволюция биосферы и, затем, ноосферы, ложится на единственный гладкий аттрактор именно потому, что это действительно единый процесс. Здесь, конечно, нельзя не вспомнить идею В. И. Вернадского о том, что разум продолжает геологическую историю Земли. Эта чисто качественная идея имеет здесь совершенно недвусмысленное количественное выражение. И вот как раз сейчас этому единому автомодельному процессу пришел конец, планетарная эволюция должна повернуть в какое-то совершенно новое русло. Поэтому современный кризис - это кризис глобального планетарного исторического аттрактора, а не только аттрактора человеческой истории...
...Ясно, что проход сингулярной точки планетарного исторического аттрактора означает преодоление целого ряда глубочайших кризисов, поэтому постсингулярная цивилизация в ходе преодоления этих кризисов должна выработать соответствующие адаптационные механизмы - сохраняющие реакции, и в дальнейшем использовать их для поддержания своего гомеостазиса. Нетрудно представить себе по крайней мере некоторые из таких механизмов. Во-первых, цивилизация должна выработать очень совершенные механизмы сдерживания внутренней агрессивности, в противном случае она самоуничтожится в результате внутренних конфликтов значительно раньше, чем достигнет постсингулярной фазы. Во-вторых, цивилизация должна внутри себя преодолеть эгоизм типа корпоративного или государственного эгоизма, так как планетарные кризисные процессы могут быть преодолены только совместными усилиями всех при непрерывном поиске компромиссов. Третьим типом сохраняющей реакции цивилизации, очевидно, должен быть рост экологического сознания цивилизации. По-видимому, все эти три сохраняющие реакции должны совершить гигантский скачок при преодолении сингулярности глобального аттрактора. Это специфическое явление можно назвать постсингулярной гуманизацией цивилизации...
... В состоянии экспоненциального роста в период технологического взрыва находится и наука и связанное с наукой развитие технологий, причем время удвоения составляет всего 10-12 лет...Независимо от конкретного механизма, можно говорить о возможной предстоящей фазе "насыщения" эмпирического научного метода в развитии цивилизации. Полный переход в из экстенсивной фазы технологического развития цивилизации в интенсивную (постсингулярную) может означать также резкое замедление или даже прекращение научных исследований. Это явление будем называть системным кризисом науки...
...Каждая цивилизация, достигшая состояния, близкого к системному кризису науки, должна понимать, что для сохранения гомеостазиса нужно получить доступ к какому-то источнику знаний, качественно отличному от традиционного изучения природы научным методом. Более того, такой источник знаний должен стать жизненно необходимым. Очевидным источником такого типа могла бы стать информация о других цивилизациях в том случае, если она будет достаточно богатой. Однако такая информация может быть получена, только если другие цивилизации транслируют ее на другие планетные системы. Таким образом, передача в космос является альтруистическим актом; это является таким действием, которое жизненно важно для других цивилизаций...
Отдельного внимания заслуживает интереснейшая гипотеза-модель Галактического культурного поля, которую я не буду излагать здесь тезисно, потому что в ближайшее время остановлюсь на ней отдельно в связи с собственными исследованиями в области этики и эволюции. Тех, кого заинтересовали работы Панова, я приглашаю следовать за мной дальше и обещаю немало удивительных открытий. Но, безусловно, понадобятся время, терпение и внимание.
Продолжение следует...