Зарисовка об Эволюции.

Nov 22, 2010 22:48


Изучая разные взгляды на эволюцию, я пришла к выводу, что вырисовывается один основной принцип, примиряющий в себе разные точки зрения. Так или иначе, эволюция воспринимается как некий претворяемый и совершенствуемый замысел. Если не задаваться вопросом, чей это замысел и какими методами он претворяется и совершенствуется, то смысл эволюции остается понятен со всех сторон. А дальше уже дело каждого, в какие одежды рядить этот смысл: сути дела это не меняет. Есть проект и есть его воплощение. И вот размышляя над этой формулой я однажды пришла к занятным выводам. А что если наша жизнь со всем ее антуражем: Космос, Земля, человечество, история - ну, одним словом, видимая, ощутимая и познаваемая эволюция есть только часть диапазона этого процесса воплощения некоего замысла? Что, если основное строительство идет не здесь, а где-то выше или шире? А мы находимся и видим только экспериментальную, рабочую промежуточную площадку, где отрабатываются некие необходимые для соверщенствования этого воплощенного замысла свойства? А потом идея, проверенная через это экспериментальное пространство и утвердившая свою способность к различным проявлениям, возвращается на прежний уровень, но уже не в виде прозрачного и приблизительного прообраза, а уверенная в себе, самостоятельно манифестирующая себя система?

Сколько уже америк я открыла... Опять получается смешно, так как об этом написано несметное количество размышлений, сломаны гекатомбы копий и судеб, а в результате вопрос по сей день остается красивым и открытым: что там, за гранью жизни?

Нет, мы с вами сделаем проще. Мы посмотрим на это несколько с иного ракурса. Как это однажды сделал Образцов со своим театром кукол, только с меньшим цинизмом. Представим себе, что у кого-то родилась идея, которую он решил воплотить. Зачем? Да потому, что идея не есть полноценная система. Она имеет только общие очертания и потенциал, а полноценной будет считаться тогда, когда будут опробованы и налажены все связи и взаимодействия между частями этой системы. При этом она должна быть самостоятельно и автономно функционирующей, жизнеспособной и функциональной, то есть полезной. Условия несложные, но требующие практического воплощения и экспериментальной проверки. Да, я забыла еще один нюанс: она должна быть живой.



Теперь давайте рассмотрим маленькие модельки этого процесса. Нам захотелось сделать ажурный шарик из серебристых ниток, чтобы повесить его на новогоднюю елку. Изощренный человеческий ум придумал наматывать слегка смоченные в клее нитки на надутый воздушный шарик, а когда клей высохнет - проколоть шарик и извлечь его ошметки из готовой ажурной игрушки. Вполне наглядно видны все звенья: идея, подсобный материал для воплощения и результат. Но это очень примитивная аналогия, не выводящая нас на автономную систему. Тогда заглянем в комнату к маленькому мальчику, который перед сном старательно рисует цветными карандашами машинку. Пришедшую пожелать ему спокойной ночи маму он спрашивает, достаточно ли хорошо он нарисовал машинку, чтобы она наутро стала настоящей? Мама, конечно, говорит, что настоящую машинку нужно не только нарисовать, но и собрать из настоящих деталей. К плачущему от избытка энтузиазма мальчику срочно подключается папа, который помогает ему собрать из подаренного недавно конструктора почти настоящую машинку с моторчиком. Чего нам не хватает здесь для полноценной модели эволюции? Того, что проснувшись поутру, мальчик обнаруживает в комнате настоящий красавец автомобиль с полным приводом и автоматической коробкой передач. Если не выходить из новогодних условий, то вполне можно представить себе, что ночью эту машину принес мальчику Дед Мороз по договоренности с мамой и папой. Тогда им нужно не забыть внести один необходимый штрих, чтобы не потерять связь с изначальной  идеей: разобрать и разбросать машинку из конструктора, имитируя ненужность этого подсобного материала в связи с переходом нашей системы на более высокий уровень.

Вы вздохнете вместе со мной и скажете, что не выполняется одно из условий: воплощенный замысел не является живым. И сколько бы мы с вами ни искали примеров и аналогий, найти мы сможем только один процесс, полностью отвечающий всем нашим условиям: рождение человека. Замысел, пренатальный, строительный период и как результат - живая система в виде чудного маленького создания, орущего и умиляющего всё вокруг. Неужели это все, что мы можем понять об эволюции? Неужели мы удостоились видеть ее последний этап, и до скончания века она будет шлепать с прекраснейшего конвеера в мир эти розовощекие конверты? Моя мысль никак не могла с этим смириться, и я решила подставить это орущее чудо в нашу предыдущую модель. И вот, что получилось.

У кого возникает идея или замысел человека, я не знаю. А в этом размышлении принципиально не хочу знать, чтобы не отвлекаться. Главное, что он возник. Замысел с определенным набором параметров, для развития (эволюции) которого на некое потенциальное зерно намагничены необходимые строительные материалы в виде элементов вещества в различных сочетаниях. Живая система рождена и проходит свой экспериментальный путь, который она для уважения и старательности воспринимает как настоящую и единственную жизнь. Поскольку она не механическая игрушка, тот, кто руководит ее эволюцией, не может просто и конструктивно вмешиваться в ее развитие: сточить лишний угол, врезать лишний шуруп, смазать петли или поменять материал оптического устройства. Если бы это был робот, можно было бы сделать нужный апгрейд, создать новую программу, использовать искусственный интеллект, наконец. Но эта система должна эволюционировать сама, чтобы получить санкцию на жизнеспособность всех своих свойств и связей. Поэтому заведующий лабораторией может только ставить наблюдаемого в определенные условия, при которых будет проверяться и совершенствоваться то или иное качество. Причем, условия эти должны быть настоящими и максимально сложными, так как одним из характерных свойств эволюционирующей живой разумной системы является способность увиливать и избегать необходимого экспериментального процесса. Тут уж вздохнул ответственный и набрал на клавиатуре слово Люцифер, приведя тем самым в действие одну из самых нелюбимых своих программ, закольцовывающую сознание человека на самом себе. Однако, эксперимент, показавшийся на какое-то время неперспективным, вдруг дал неожиданные следствия: человеку стало интересно, а что там, за гранью жизни и моего «я»?

Если кому-то это напомнило известный фильм «Матрица», то спешу уточнить, что наша экспериментальная площадка имеет совершенно иные мотивы. Здесь нет индифферентного Архитектора, который бесстрастно наблюдает за изменениями системы. Здесь есть серьезная необходимость возвращения обновленного, проверенного и утвержденного замысла на уровень его изначального возникновения. Так, однажды, вдохновленный пришедшими из прекрасного далёка невероятными картинами будущего, создал свой замысел замечательный писатель-фантаст Иван Ефремов. Его человечество было ослепительно мудрым и красивым. Его Земля была организована, как наилучший из домов во Вселенной. И он доверил эволюцию этого замысла нашему сознанию, чтобы когда-нибудь его мир стал настоящей, рабочей реальностью на этой планете. Вот так и тот, кто наблюдает за нашей эволюцией, а может быть даже осуществляет ее, должен быть весьма заинтересован в том, чтобы результат был положительным, поскольку он есть его детище, творческий продукт, самоподобие. Научить человека не только рождать биологически, но и создавать творчески живые самостоятельные системы - этот результат достоин того, чтобы преодолевать, не останавливаясь, любые препятствия. И самая большая победа будет заключаться в том, чтобы создать такую автономную систему из самого себя, преодолев строгие ограничения материи.

И когда однажды, проснувшись в сияющем мире ослепительной гармонии и почувствовав себя неудержимо живым и полным бушующего огня, человек увидит рядом с собой ошметки воздушного шарика и разбросанные детали конструктора - он улыбнется и скажет: хороший был материал, он добросовестно послужил мне. А второй раз он улыбнется, когда вспомнит напряженный ритм экспериментальной лаборатории, трудной и тускловатой, со временем, необратимо идущим только вперед, но полной предчувствий и возможностей. Вспомнит жемчужное небо и насыщенную тишину зимнего леса, жаркий и сухой бархат загарелой кожи и прохладные обьятия лесной речки, завораживающие строки книги и втекающий прямо в кровь мягкий звук флейты - вспомнит и поймет, где закалялась красота его гудящего и переливающегося радугой тела, его сияющей и пронзительной в своем устремлении мысли, его пульсирующего радостью сердца.

А когда придет время снова стать замыслом с новыми задачами, человек спокойно погрузится в море сумасшедших электронов, искажающих и стирающих все его привычные программы, чтобы, открыв глаза в этом сложном и громоздком мире, он не перестал чувствовать только одно непреодолимое желание: трудиться и стать лучше. И может быть, увидев, как из его рук выходят порхающие и смеющиеся елочные игрушки и говорящие машины, заведующий лабораторией поставит ему печать на лоб и отправит зажигать звезды, чтоб не бездельничал зря и не занимал нужное для других место в экспериментальной лаборатории эволюции под названием Земля.

Может, постараемся к этому Новому году с игрушками, а?

эссе, размышления

Previous post Next post
Up