(продолжение цикла
"Воображение").
Многому приходится учиться заново, путешествуя сознательно в мысленном пространстве. По привычке, мы переносим туда все, что здесь, в громоздком реальном мире было неизбежно, но там, в легком и разреженном воображаемом воздухе, постепенно становится смешно и не нужно. Например, идти или ехать в другое место, звонить другу, говорить слова, махать руками-крыльями при полетах, поворачивать голову к тому, кто сзади нас, шить одежду, кушать и пр.
«Пространство высших измерений отличается от трёхмерного, к которому принадлежит и в котором живёт плотное тело человека. <…> Когда сознание переносится в Мир Тонкий, оно подчиняется его законам. В Тонком Мире понятие о расстоянии отличается от земного: расстояния есть, но видоизмененные, и километрами не измеряются. Близость и дальность определяются мыслью и устремлением. Такое же видоизменение претерпевает и время» «Грани Агни Йоги».
Но нас встречает множество странных трудностей, с которыми мы не можем справиться простым пониманием и отказом от привычки. Например, невозможность удержать перед мысленным взором четкий образ. Если вы попробуете это сделать, вы увидите, что он весь дрожит и расплывается сразу, не говоря уже о нескольких минутах и, тем более, часах. Значит ли это, что также трансформируется этот образ в том пространстве, или несовершенна только наша мысленная картинка в сознании? Здесь ответ зависит от того, рассматриваем ли мы объективно существующий образ или продукт нашего субъективного сознания. Наш образ будет дрожать и в конце концов распадется. Даже если он каким-то чудесным образом состоял из частичек тончайшей материи - он не выживет долго из-за нестабильных связей этих частичек. Для того, чтобы начать собственное существование, ему, как и любому предмету и явлению в нашем мире, нужно быть правильно соединенным и скрепленным, то есть связи между частями должны быть установлены. Сколько бы мы не перемешивали кубики в коробке - из них не выстроится домик. Мы можем его построить - но наш любимый пес мимоходом, с улыбкой, разрушит его своим хвостом. А вот если мы смажем каждый кубик клеем «Момент», или это будут части конструктора со специальными пазами (да при этом мы еще найдем их правильное соответствие!) - тогда это получится каменный дом Ниф-Нифа (или Нуф-Нуфа?). Ничего нового. Все известно. Нужно только перенести эти знания в «мир без границ»...
«...Также говорил Мыслитель: «Не может летать человек, пока не найдет надежных крыльев. Символ Дедала будет вечным напоминанием, но мы будем часто беседовать о дальних мирах. Среди мысли о них мы найдем и путь крыльев.
Пусть каждый расскажет, как он представляет себе дальние миры. Каждый будет прав, напрягая свое воображение, ибо существует все, решительно все. Наше воображение может изобрести лишь малую частицу истины.
У вас не должно рождаться огорчения от ограниченности воображения. Среди Беспредельности все будет ограничено. Привыкнем к устремлению среди Беспредельности». «ЖЭ».
Если же мы с помощью каких-то ухищрений или особых способностей увидели мыслью объективно существующий образ, то нам нужно только получше присмотреться, что, кстати, будет весьма похоже на нашу попытку удержать четкий собственный образ. Только при этом сам образ не пострадает от нашей нерадивости, но для нас это, скорее всего, ничего не будет значить.
"Существует один общий закон видения, но имеется квалифицирующий специальный закон, доказывающий, что все видения определяются качеством или степенью человеческого духа и души, а также способностью переводить в сознание различного качества волны астрального света". «Письма Махатм».
Предположив то, что ясность нашего зрения (читай понимания) зависит от наличия достаточного объема знаний и уровня нашего сознания (хотя номинально зрительная фиксация объекта может от этого не зависеть), а также от способности быстро идентифицировать (сравнить, соотнести смыслы) увиденный объект с тем, что мы знаем, мы можем продолжить этот метод в область работы воображения.
Мы ныряем мыслью в некое подпространство и «видим» объект только тогда, когда хотя бы какая-то его часть есть в нашем сознании. Это нужно для того, чтобы притянуть нас к этому предмету. Дальше мы уже будем осмысливать дополнительные характеристики этого объекта и пытаться найти им объяснение, расширяя тем самым нашу мысленную и образную интуицию. Если нам кажется этот процесс очень туманным и трудным для исполнения, то в успокоение нам можно сказать: да, видеть там значительно труднее, но зато мы очень быстро обнаруживаем совершенно новые и нереальные для видимого мира возможности, которые компенсируют все сложности (отсутствие реального зрения, недоказанность реального существования объектов и т.д.). Быстрота перемещения, многогранность ракурсов, свободная моделируемость и замена фрагментов, неограниченность форм и многое другое.
Поскольку мы, конечно, не даем, в полном смысле слова, пособие по развитию мысленного зрения, наш обзор может показаться легковесным и бездоказательным. Таков предмет обсуждения. Но для тех, кто или пользуется подобным методом или хотя бы понимает (чувствует), о чем идет речь, должно быть понятно, что мысленные путешествия интересны и полезны даже в случае несуществования мысленного пространства, как физической категории.
«...Для развития воображения нужен длительный опыт среди смены различных состояний. Правильное развитие воображения спасет от страха.
Житейские мудрецы скажут вам обратное, по их мнению, воображение есть иллюзия и должно быть изгоняемо по закону рассудка. Но правильнее жить не законом рассудка, но законом разума. Древний Нус позволял признавать Надземный Мир.
Мыслитель чтил разум как путь к Надземному». «ЖЭ».
Следующим этапом после опыта владения своей мыслью - воображением - может стать наблюдение за снами (отдельная тема) и экстраполяция этого метода на подготовку себя к гипотетическому существованию в мирах более тонкого состояния материи, в которые мы можем отправиться (понятие, странное для такого вида непространственного в нашем понимании, скорей измеренческого, путешествия) после нашей смерти здесь, в привычном нам мире.
Ну и совсем уж невероятным может показаться следующий этап, а лучше сказать, уровень мыслительного существования - сознательная пространственная работа одновременно в нескольких мирах. Это может стать понятнее, если мы допустим наше успешное обучение владением мыслью, когда мы сможем не просто беспечно летать в мысленном пространстве, созерцая волшебные, сказочные объекты и собирая нектар опыта, но и научимся производить там некие соответствующие тому плану полезные действия, а значит сможем присоединиться к тем, кто трудится вместе со всем мирозданием. Здесь может возникнуть вопрос о своеволии, которое, как мы понимаем, также возможно в том мире, как и в этом. Вопрос имеет основания.
«Урусвати знает, что много недоумений возникает около понятия воображения. Говорят, если воображение так необходимо для продвижения, то как же быть с воображением злым и безобразным? Понять нужно, что такое недоумение имеет смысл, и нужно очень различать виды воображения.
Нелегко бороться с воображением злым, ибо оно бывает очень ярым. Помочь можно лишь направлением такого лица к Прекрасному. Только таким образом можно победить злое воображение, но нелегко это и требует немало времени. Явление злого воображения возникает в силу атавизма. Вы знаете, что атавизм так же, как и привычки, укореняется прочно. Человек находится под давлением коллектива и не может сам разобраться в каких-то смутных веяниях. Не может такой человек приблизиться к размышлению о Надземном, ибо нельзя приближаться к этой области со злобою.
У Нас много производилось наблюдений над сильными лицами, обуянными злым воображением. Много вреда они приносят, и часто их воображение много сильнее, нежели у добрых. Лечение таких лиц подобно лечению алкоголиков. Также трудно применить внушение, но приближение к Прекрасному разлагает лед зла. Пусть творцы Прекрасного помнят, какое значение являют их творения. Считаю, что Прекрасное есть щит от зла.
Мыслитель говорил: «Пусть каждый запасется верным щитом. Он получит его от Муз». «ЖЭ».
Ну что ж, очень скоро мы с вами попробуем начать наши тренировки воображения, изобретя собственную мысленную подпрограмму, в которой мы сможем безопасно для себя и для пространства рассмотреть некоторые модели и сравнения (прямо как в фильме «Матрица» или тренировка в «песочнице» в интернете!). Мы посмотрим, можно ли научить нашу мысль летать, и можно ли сделать ее пригодной к притягиванию нужных образов. Но сначала нужно понять, зачем нам это нужно понять :)