Недавно мне довелось читать одно
размышление по поводу творчества И.А. Ефремова. Поскольку этот вопрос меня занимает почти профессионально, я обрадовалась, потом огорчилась и потом снова обрадовалась. В этой статье были подняты практически те же вопросы, что и в моих размышлениях, только с противоположной мотивацией. Но потом во мне проснулся азарт использования полемики для оттачивания собственных тезисов, и я с радостью погрузилась в диалог, о котором сам автор статьи ничего не знает.
Но сейчас только одна реплика. О линейной логике.
Как диллетант я, не разобравшись, сразу могу сказать: мне это словосочетание не нравится. Но это, конечно, не выход. Однако здесь, кажется, моя интуиция меня не подводит.
Вот, что пишет автор в своей
статье:
«...Как известно, логика является одним из методов философии. Я не побоюсь сказать основным, базовым, порождающим.
К сожалению, в романе «Час Быка», логика, а именно та ее часть, которая называется линейной, объявляется Ефремовым как общественно опасное явление.
«Вы отстранили себя от подлинного познания сложности живой природы, надев цепь односторонней и опасной линейной логики и превратившись из вольных мыслителей в скованных вами же придуманными методами рабов узких научных дисциплин».
Весьма трудно представить, в чем заключается обвинение И. А. Ефремовым линейной логики в «односторонности», особенно если учесть весьма слабое знакомство Ефремова как с философией в общем, так и с ее методом, каким, собственно и является логика в частности...»
Вот в таком духе, собственно, написана вся статья. Ну да, Бог с ним. Не об этом речь.
Внимание - вопрос:
Что такое линейная логика (терминологически и в просторечье)? И еще: относится ли к линейной логике следующий пример.
Когда нам говорят, что при определенных болезнях или в определенных условиях (время года, регион и др.) нужно есть больше определенных продуктов (пшено с калием, тыква универсальная, гречка разогревающая) - мы понимаем и следуем (по возможности) этому совету. Когда мы приходим к мастеру, который лечит нас иголками по китайской традиции и пытается выровнять наши перекосы в организме - он говорит нам: мы живем в иньском регионе (север), здесь нужно есть янские продукты, перебора в ян можно не бояться. Мы верим и корректируем диету и упражнения (цигун, тайцзы-цюань и др.). Но когда кто-то говорит: мы живем в иньском мире (эмоции, лунный автоматизм, инерция, страх, зависимость, привычки и т.п.), в котором все очень быстро гаснет и требует постоянной подпитки и дополнительных импульсов. Здесь этому можно противопоставить только янские явления: активные действия, утверждения, информация о достижениях и успехах, героическое искусство, в общем любые созидательные процессы - человек сразу начинает скучать и отводит глаза, стыдясь фанатизма своего собеседника. А ведь всего только в формуле выравнивания энергетического баланса мы заменили продукты питания на продукты культуры и духа. Но человек уже не понимает. Почему?