«Простота, красота и бесстрашие - вот три кита духовного восхождения, заповеданного Рерихами. Естественно и радостно созвучит с ними творчество Ивана Антоновича Ефремова. Названные свойства, слитые воедино, дают самую высокую ступень понимания жизни - героический реализм».
Так закончил свой доклад «Иван Ефремов и Живая Этика» на IX Ефремовских чтениях историк Николай Смирнов (в сети
Сат-Ок, Москва). Доклад, который из запланированного информационного события превратился в боевое орудие в силу сложившейся тогда, в 2006 году, идеологической расстановке сил на самих чтениях и уже очень давно в целом в постсоветском обществе.
Для меня эти слова прозвучали в 2009 году. Их сила и актуальность серьезно выросла к этому времени, но я это поняла, только сопоставив все факты и изучив материалы. Все это совпало с моим исследовательским и гражданским интересом и нашло отражение в целом ряде работ, с которыми все интересующиеся могут познакомиться в этом журнале, выбрав статьи с тэгом «мой Ефремов». Но сейчас речь не совсем об этом.
Нарушает ли цифровая дискретность видеозаписи целостное воздействие психической энергии оратора на своих слушателей или нет, этим вопросом сейчас занимается соответствующая наука. Но когда я смотрела видеозапись этого доклада, последнее словосочетание «героический реализм» сдетонировало в моей душе мощным выбросом энергии осознания того, чего мне не хватало, что я искала и пыталась понять все последнее время.
Конечно, не хватало не лично мне, Елене Егоровой, душе крайне беспокойной, но к героям себя не причисляющей. А руководителю экспериментального культурного объединения, которое попыталось противостоять общепринятым нормам организации культурного процесса со всеми вытекающими постепенными потерями: сотрудников, площадок, заказчиков, слушателей, спонсоров и т.д. Это маленькое, но дерзкое объединение продолжало функционировать даже тогда, когда весь хоровод состоял из двух танцоров (а иногда и из одного!). Мы прошли прекрасную школу по выработке методов обнаружения и обезвреживания происков очевидности в ущерб действительности (
тезисы нашего ликбеза). Но, когда вращение замедлилось настолько, что магнитные свойства этого образования почти исчезли - я отправилась в паломничество за «живой и мертвой водой».
Я нашла и то, и другое. Сейчас мы учимся все это применять. Чем-то я стараюсь делиться с пространством, что-то невозможно облечь в осознанные смыслы. Но вот эту искру, которая вспыхнула после услышанного мною словосочетания «героический реализм» я зафиксировала в сознании и смогла настроить свои приборы на регистрацию дальнейшего процесса.
Чтобы не говорить прописные истины, скажу только, что все мы уже поняли и осознали губительность частоты той информации, которая обрушивается на нас мегатоннами с экранов телевизоров, из радиоприемников и из общего пространства, которое доминирует на улицах, в организациях и в местах общественного пользования. У кого-то этот тип энергии-информации присутствует и в повседневной жизни, в семье, в дружеской компании и т.п.
Теперь мы уже не настолько наивны, чтобы считать это явление простым и безобидным стечением обстоятельств. Китайская наука обьясняет нам, что это иньский вид информации в ее крайне негативном аспекте (в смысловом отношении это все, что связано со смертью, страданиями, безысходностью и т.п.) с сильной тенденцией к охлаждению, рассеянию, замутнению, вязкости, инертности и пр., и предлагает разбавлять ее противоположной, янской информацией, стремящейся к движению, горению, концентрации и чистоте (смыслы можно выбрать по вкусу). Наша традиционная наука называет это доминированием "эмоциональных" альфа-ритмамов мозга и предлагает приборы по перенастройке его импульсов на "интеллектуальный" бета-ритм. Все просто. Пришел, сел на электрический стул, получил дозу - перенастроился и в путь, с песней по жизни. Прошу прощение за сарказм. Все в одной армии, грех зубоскалить.
Могу привести еще две ассоциации, после которых, собственно, будет абсолютно ясна моя мысль (хотя она вроде совершенно ясна нам всем, просто мы еще не совсем поняли, как эту ясность реализовать в жизни).
Вот отрывок из романа И. Ефремова «Час Быка», который я приведу без комментариев.
«...А вообще-то уважение друг к другу как будто отсутствовало. Бесцеремонная толкотня на улице, неумение уступать дорогу или помочь споткнувшемуся путнику изумляли звездолетчиков. Более того, мелкие несчастья вроде падения на улице вызывали смех у случайных свидетелей. Стоило человеку разбить хрупкий предмет, рассыпать какую-нибудь ношу, как люди улыбались, будто радуясь маленькой беде.
Если же случалась большая беда - телепередачи показывали иногда
катастрофы с повозками или летательными аппаратами,- то немедленно собиралась толпа.
Люди окружали пострадавших и молча стояли, наблюдая с жадным любопытством, как одетые в желтое мужчины, очевидно врачи и спасатели, помогали раненым. Толпа увеличивалась, со всех сторон сбегались новые зрители с одинаково жадным, звериным любопытством на лицах. То, что люди бежали не для помощи, а только посмотреть, больше всего удивляло землян.
Когда передача шла непосредственно со стадиона, завода, станций
сообщений, улиц города и даже из жилищ, то речи диктора или музыке неизменно сопутствовал однообразный глухой рев, вначале принятый звездолетчиками за несовершенство передачи. Оказалось, что на Тормансе совершенно не заботятся о ликвидации шума. Повозки ревели и трещали своими двигателями, небо дрожало от шума летательных аппаратов. Тормансиане разговаривали, свистели и громко кричали, совершенно не стесняясь окружающих. Тысячи маленьких радиоаппаратов вливались в общий рев нестройной смесью музыки, пения или просто громкой и неприятно модулированной речи. Как могли выдерживать жители планеты непрекращающийся ни на минуту, ослабевавший только глубокой ночью отвратительный шум, оставалось загадкой для врача и биолога "Темного Пламени"...»
И еще одна цитата, которую я пока тоже оставлю без пояснений.
«Каждая утверждающая сознательная деятельность должна возбудить водоворот мысли. И если духовное развитие уже велико, то и рефлекс необузданных волн тяжек. Конечно, люди с неразвитыми центрами легко не замечают полета стрел, но это не значит, что им можно позавидовать. Мы говорим о постоянной радости, но радость эта - особая мудрость». «Знаки Агни Йоги».
А в завершении размышления приведу ту мысль, с которой оно началось и которой, собственно, могло бы и ограничиться. Но нам видно крепко заповедано «растекаться мысью по древу» (кстати, если не ошибаюсь, Чивилихин предположил, что это не мыслью, а белкой!)
Что мы можем противопоставить этому иньскому альфа-шуму или даже хорошему успокаивающему, убаюкивающему, но все же иньскому релаксу в виде лирического, медитативного, музыкально-эротического отдыха от этого шума? Только героческий реализм. В русской классической музыке, в богатырских картинах русских художников, в исторических событиях, в биографиях подвижников, в энтузиазме строителей и первопроходцев, в подвигах космонавтов и спасателей, в открытиях смелых ученых, в воззваниях талантливых ораторов, в жизнерадостности настоящих учителей и в мудрости истинных врачей...
Неужели не будет перекоса, и это не вызовет у изнеженного, психически нетренированного современного человека раздражения вместо подъема сил? Возможно. Сильный ян опасен без противовеса, даже если он сам является противовесом. Вспомним предупреждение Ефремова:
«...Она не богиня, но существо иного рода - фея. Эти маленькие воплощения добра издавна пользовались особыми симпатиями в земных сказках.
- Почему особыми? - тихо спросила Сю-Те.
- Богиня - героическое начало, покровительница героя, почти
всегда ведущая его к славной смерти. Фея - героика обычной жизни,
подруга мужчины, дающая ему радость, нежность и благородство
поступков...»
Значит после омывания души героической волной можно погружаться в нежную лирику любви, которая не будет песней Сирены, но явится настоящим отдохновением и восстановлением сил героя.
«Творите героев!» - сказано в Учении Живой Этики, и за этим призывом стоит Космическая Мудрость.