Размышляя над Аватаром.

Feb 12, 2012 23:49




А. Полыняк «Наедине с Учителем»

После моего описания проекта Аватар, который, по сути, является репетицией коллективной мысли, у многих возникли вопросы, и, в первую очередь, - причем здесь аватар. Давайте совершим небольшую смысловую экскурсию в историю вопроса.

Аватара или Аватар (санскрит) - «термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия. Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление», «проявление», так как концепция аватары заметно отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христианстве.. Одно из самых ранних упоминаний об аватарах содержится в «Бхагавад-гите», где Кришна описывает основные функции аватар - восстановление принципов дхармы, поддержание социального и космического порядка» (из Википедии).

Мне кажется, что идея аватара нисколько не отличается от идеи воплощения Бога во плоти в христианстве, но только в истинном христианстве, о котором нужно говорить отдельно. А вот насчет нисхождения Бога в более низкие сферы бытия и поддержание социального и космического порядка необходимо запомнить.

В западное мышление понятие аватара пришло в очень облегченном и урезанном варианте, хотя зерно смысла осталось. Аватар в интернет-культуре - это визуальный представитель пользователя в сети (или, как говорит Википедия - «графическое представление пользователя, его alter ego либо игрового персонажа. Основная цель аватара - публичное графическое представление пользователя, созданное самим пользователем...»). Здесь нам нужно запомнить особенно вот эту последнюю фразу - «созданное самим пользователем».
Обычно аватар вместе с ником доступен другим пользователям прежде любой сетевой активности: творчества, общения, профессиональной деятельности и пр. Также, подчеркнем еще раз, аватаром можно назвать игровую фигуру, которой геймер действует в поле игры. Из духовно-мифологической области понятие аватара могло массово перейти в нашу реальность только благодаря появлению интернета. Это важно!

Смысл понятия аватар был закреплен в нашем сознании прекрасными фильмами «Матрица» и «Аватар».

Итак, можно сказать, что аватар - это представитель субъекта в области, которая недоступна для его непосредственного участия.

Полный смысловой вариант аватара будет предполагать наличие самостоятельного и автономного сознания у аватара, то есть его переход из объекта в субъект, полностью согласованный с субъектом-создателем. Это сложное интегральное понятие, на котором мы сейчас останавливаться не будем.


Самый облегченный и далекий от первоначального смысла вариант - это сетевой аватар, где представитель есть статичная пара имя-картинка, которая скорей напоминает телевизионную заставку, предваряющую или сопровождающую определенную передачу. Но не будучи знакомыми в реале с человеком, мы всегда сначала ассоциируем его с этой парой, а затем у нас возникает его более объемный образ, составленный впрочем из нашего представления от характера его творчества, его самопредставления и его реакций внутри общения.Чаще всего это бывает малодостоверный образ, поскольку он составлен из наших собственных паттернов, которые мы называем этим человеком и исходя из которых мы выстраиваем нашу линию поведения с ним. Целостного и объективно-живого ощущения этого человека как такового у нас без реального общения возникнуть не может.

Но мы отвлеклись.
Поскольку аватар может быть как индивидуальным, так и коллективным, нам имеет смысл рассмотреть в принципе некоторые интегральные категории или явления, к которым относятся такие понятия как коллективная душа, соборная душа, биологическое интегральное сообщество, Коллективный Разум, Интегральная Индивидуальность, Субъект эволюции, эгрегор...

Вот в сравнении с эгрегором мы можем более наглядно увидеть смысл аватара.

Эгрегор - это естественное интегральное образование, созданное объединенной мыслью (энергией, чувствами) определенного количества людей и управляющее этими людьми по принципу субъект-объект. Интересно, что будучи изначально создаваемым объектом, эгрегор постепенно становится управляющим субъектом, и такая перемена часто не заметна участникам, которые, тем не менее, будучи с ним единой системой, продолжают существенно влиять на процессы в эгрегоре, а соответственно и на самих себя. То есть, обратная связь есть, но она людьми сознательно не рефлексируется и не управляется.

Аватар (в его коллективном варианте) - это искусственное (в широком смысле) интегральное образование, которое является объектом своего создателя, субъекта, и выполняет нужные функции в той области, по законам которой он создан. В идеале, сам он становится субъектом, не теряя согласованности с субъектом-создателем, но обладая свойством самоорганизации и творческой волей.

Уточним: эгрегор самоорганизован и управляет (питается) своими создателями, а аватар организован и управляется (трудится) своими создателями. Это ключевое различие.

Несколько примеров аватаров.

Аватаром Субъекта эволюции или Интегральной Индивидуальности в физическом мире является человечество в своем потенциале. Здесь мы уже можем наблюдать принцип фрактальности или голограммы. И поскольку эволюция управляется Коллективным Разумом, адекватной и тождественной системой может являться только объединенный, коллективный человеческий разум. Это есть цель эволюции, и отрицать это направление мы можем только в случае отрицания Коллективного Разума (что и происходит сейчас во многих прогностических направлениях типа трансгуманистов или чистых рационалистов, которые усиленно вычеркивают любое духовное направление как неизбежно приводящее человечество к необходимости полной сознательной интеграции и соответствия Коллективному Разуму). Биологически объединенное человечество является проекцией самоорганизационных процессов в нашей физической Вселенной - здесь вполне можно обойтись и без Высшего Разума (кто там у нас из физиков не нуждался в гипотезе Бога?), хотя Дарвин при этом улыбается краешком глаза... А вот проекцией Коллективного Разума может быть только добровольно и осознанно объединенное в сознании человечество (как пример того же порядка, можно вспомнить принцип второго Пришествия Христа, которое состоится как объединенная энергия человечества на уровне энергии Христа).

Примером аватара может служить Троице-Сергиева Лавра, Теософское Общество, МЦР, Центр Гуманной педагогики, Нооген, Хоровод, будущая Планета Людей...
Можно сказать, что христианская церковь изначально - это аватар Христа, но позднее христиане сконцентрировали, наслоили, создали внутри церковь как эгрегор, который вытеснил (во всяком случае, во внешней жизни) церковь-аватар. Множественные протестантские церкви, например, есть аватары, созданные по образу и подобию их создателей, которые, в свою очередь, породили поработившие их эгрегоры. И так далее.

Это очень интересный принцип, через который можно рассмотреть различные коллективные процессы нашей истории.

Так, в фильме «Аватар», Эйва (сама по себе как аватар некоего Высшего Принципа) и ее аватар - народ нави вступают в борьбу с эгрегором технологической цивилизации, аватаром которого, в свою очередь, является армия.

В духовно-эзотерической, философской, метанаучной традициях принцип аватара действует внутри многослойной структуры материи и, как следствие, тел человека, представленных в соответствующих слоях мироздания.

И относительно моего видения предложенного проекта Аватар - Планеты людей - в идеале это интегральное информационное представительство в пространстве интернета, которое является не просто собранием информации, а живой (динамической)  мировоззренческой системой, взаимодействующей с разными процессами в интернете. Таких аватаров сейчас очень много, но поддержать их в работоспособном и мировоззренчески последовательном состоянии поля очень трудно. Это требует постоянного участия определенного количества трудящихся в этом пространстве людей. Ну, и, конечно, открытым остается вопрос о тех специальных шагах по созданию основы таких интегральных сообществ, которые должны быть естественными, но часто такие зерна бывают настолько разбросанными, что пространственные вихри сметают эти завязи, не дав им стать действующими магнитами. И грань между искусственными усилиями и естественной консолидацией как всегда проходит по лезвию бритвы.

Завершая это все-таки пространное размышление, я приведу еще один пример, подтверждающий всем известную истину о качественно возрастающих силе и возможностях коллектива по сравнению с индивидуальными усилиями. Мы все помним пример разницы удара пальцем и кулаком (кроме истинных мастеров восточных боевых искусств, что в нашем случае равно великим историческим фигурам, хотя они скорее могут относиться также к интегральным явлениям). Или легко сломанный прутик и тщетные попытки сломать веник из подобных прутьев. И вот пример из жизни.

В нашем мире существует библиотека-аватар. Это народная библиотека имени Е.И. Рерих на Алтае, в Усть-Коксе. Настоящим аватаром она будет в будущем, но строится она уже изначально по такому принципу. Это поле для объединения библиотечных усилий многих людей. Это будущая интегральная общественная библиотека с разветвленной сетью филиалов и активной просветительской, культурной и духовной деятельностью.

Собирает эту библиотеку сейчас один человек - Леонид Калошин (кстати, зарегистрирована она была 12 февраля 1997 года, в день рождения Е.И.Рерих, причем дата регистрации сложилась естественным образом!). В это же время сотни, тысячи, десятки тысяч людей собирают свои, подобные по тематике, библиотеки. Кто-то, подобно мне или например, Омутнинскому Рериховскому обществу, делает из них малые общественные библиотеки, кто-то дает возможность читать друзьям, а кто-то читает сам. И стоя однажды в книжном магазине после очередной конференции, безнадежно пытаясь выбрать из необходимого самое необходимое, чтобы уместиться в имеющуюся сумму, и видя рядом еще как минимум четырех человек, мучительно решающих ту же задачу, я вдруг поняла абсолютную необходимость нашей кооперации в этом сборе важнейшей литературы, в разделении областей накопления по возможностям и интересам. И тогда же я испытала радостное облегчение, поняв, что книги, которые я никогда не смогу купить, но которые жизненно необходимы в общественном библиотечном пространстве, есть там, в народной библиотеке на Алтае. И я поняла, куда пойдет моя библиотека, которую я по крупицам собирала тридцать лет и которую обязана обеспечить надежной дальнейшей судьбой...

Интеграция - это требование эволюции и прекрасная школа для роста духа. И множественные аватары - это тренировочные площадки для коллективной работы мысли. Но направлена их деятельность должна быть на Общее Благо. В их основе не может быть ни капитализма, ни экономики, ни самости. Людям высокого уровня развития не легко объединяться в сообщества. Как и во времена Сергия, когда он объединял князей вокруг Москвы - каждый из них говорил: объединяться нужно обязательно, но вокруг меня!.. И послушали они Сергия уже только на краю гибели Руси. Так и сейчас - множество замечательных людей пытаются в одиночку строить свои ноевы ковчеги, но результативны могут быть только сообщества, которые сохраняют и усиливают интеграцию. Какую-то степень свободы самовыражения, безусловно, теряет каждый член такого сообщества, но в ноосферу идет более мощный когерентный луч Света. И очень важно понять, что специально мы не можем создавать духовные сообщества, которые должны складываться естественно, по глубокому сердечному созвучию. Но мы можем сознательно кооперироваться в культурном поле, создавая общественные, художественные и информационные сообщества.

И теперь я снова вернусь к цитате, которая стала эпиграфом к проекту Аватар:

«Отношение человека и целого народа к Общему Благу является тем критерием,
которым измеряется уровень качества сознания как такового...» Л.В.Шапошникова



Н.К. Рерих «Хоровод»

Алтай, коллективная работа мысли, аватар, Рерих, эволюция, интеграция, сообщества, сознание

Previous post Next post
Up