Место канадских университетов в мировом рейтинге

Oct 08, 2014 13:16



Опубликованный в сентябре 2014 года очередной рейтинг университетов мира, подготовленный британским журналом Times Higher Education, рисует интересную картину. Выглядит так, что университеты западных стран понемногу начинают уступать место в рейтингах учебным заведениям из стран Азии. И хотя университетам из США, Великобритании, Канады и Европы пока переживать рано, опубликованный рейтинг уже вызвал оживленную дискуссию в канадской прессе на предмет того, как улучшить ситуацию.

О рейтинге Times Higher Education

Насколько серьезно можно относиться к рейтингу, подготовленному британским журналом Times Higher Education? Естественно, как любой рейтинг, он достаточно абстрактен и базируется на средней оценке, выведенной на основе ограниченного набора параметров. Поэтому брать его в качестве истины в последней инстанции конечно не стоит. Тем не менее, рейтинг лучших 400 университетов мира, составленный журналом Times Higher Education, принято считать наиболее верно отражающим картину. По крайней мере, именно на него ссылаются все авторитетные издания и представители академической среды.

Во многом это объясняется тем, что журнал издается с 1971 года, и за это время он зарекомендовал себя как источник наиболее достоверной информации, которая готовится компетентными журналистами. Кроме того, рейтинг готовится в сотрудничестве с информационным агентством Thomson Reuters, репутация которого говорит сама за себя.

Средняя оценка, по которой определяется место университета в списке, основывается на 13 показателях, таких как уровень обучения и проводимых исследований, актуальность передаваемых знаний для современного международного рынка труда и т.д.

Место университетов разных стран в рейтинге

Традиционно в списке лучших доминируют университеты из англоязычных стран, в первую очередь из США и Великобритании - по крайней мере, в списке десяти лучших стоят только американские и британские учебные заведения.

Среди первой двадцатки, состоящей в основном из американских университетов, фигурируют три британских университета, один канадский - University of Toronto, замыкающий двадцатку, и только один университет не из англоязычной страны - ETH Zürich из Швейцарии, стоящий на 13 месте.

Аналогичная картина наблюдается и дальше вниз по списку, хотя начиная с 23-го места он уже традиционно разбавлен университетами из Европы и Азии.

Казалось бы, переживать особо нечего. Однако проблема состоит в том, что в этом году многие университеты из англоязычных стран и Европы сдали свои позиции, пропустив вперед азиатские университеты. В частности, помимо традиционно сильного университета University of Tokyo (Япония), стоящего на 23-м месте, и National University of Singapore (Сингапур), стоящего на 25-м месте, начиная с 48-го места в списке подряд заняли Peking University и Tsinghua University из Китая, Seoul National University и Korea Advanced Institute of Science and Technology из Кореи, и Hong Kong University of Science and Technology из Гонконга. Аналогичная картина наблюдается и дальше вниз по списку.

Если говорить про Канаду, то в целом канадские университеты также сдали свои позиции, кроме лучшего университета Канады - University of Toronto, удержавшего двадцатое место.

Всего в списке присутствует 18 канадских университетов, что для страны с населением 35 миллионов совсем неплохо, особенно если учесть, что 4 из 18-ти университетов входят в первую сотню.

Для сравнения, из российских университетов в этот список попали только 2 университета:
- Московский государственный университет, занявший 196-е место;
- Новосибирский государственный университет, попавший в секцию с 301 по 350-е место.

Из других стран, ранее входивших в СССР, ни одно учебное заведение не попало в список лучших.

Какие выводы напрашиваются из анализа списка?

Несомненно, увеличение в списке числа университетов из Азии и повышение их рейтинга отражает общую ситуацию в мировой экономике, характеризующуюся усилением роли азиатских стран. Второе, на что обращают внимание практически все, это серьезная финансовая поддержка университетов Азии со стороны государства, и вообще большой интерес азиатских правительств в повышении уровня образования.

Это вполне объяснимо, учитывая тот факт, что развитые страны мира уже давно вступили в постиндустриальную эпоху информационных технологий, что требует наличия высокообразованного населения. Поэтому азиатские страны спешат занять место в их рядах, в том числе за счет подготовки достаточного числа местных квалифицированных кадров.

Стоит сказать, что по аналогичному пути в 60-е годы двадцатого века пошла Канада. Проигрывая по многим параметрам США, и не желая при этом быть сырьевым придатком, власти страны сделали ставку на высокий уровень образования. Для этого было серьезно усилено финансирование школ, колледжей и университетов, привлекалась мирового уровня профессура, были предложены многочисленные инициативы по стимулированию получения послешкольного образования - например, в провинции Онтарио для ее жителей до 75% стоимости обучения в колледжах и университетах оплачивается провинцией.

Как результат, такой показатель как процент лиц, имеющих послешкольное образование, в первую очередь закончивших колледжи и университеты, в Канаде стал одним из самых высоких среди развитых стран.

Этому также способствовала иммиграционная политика Канады, принимавшая последние двадцать лет по профессиональной категории в подавляющем большинстве только лиц с высшим образованием. Все это особенно заметно в канадских мегаполисах, которые, по сравнению с американскими крупными городами, отличаются гораздо более интеллигентной публикой.

Это же позволило Канаде стать одной из наиболее развитых и успешных экономик мира, а Торонто войти в десятку наиболее влиятельных мегаполисов планеты.

Тем не менее, тот факт, что многие канадские университеты опустились в рейтинге, вызвало в канадской прессе широкое обсуждение с общим консенсусом, что нужно что-то делать - в частности, увеличить поддержку учебных заведений со стороны государства, снизить стоимость обучения в колледжах и университетах (последние годы прошло заметное повышение), реформировать систему обучения и так далее.

Самое главное, опубликованный рейтинг с негативными результатами для канадских университетов, вызвавший волну критики нынешнего правительства, совпал с сообщением о том, что впервые за многие годы в Канаде количество лиц, желающих учиться в колледжах и университетах, уменьшилось.

Поэтому, на волне критики правительства и широкого обсуждения проблем послешкольного образования, можно ждать заметных изменений в лучшую сторону уже в ближайшие годы. Также можно ждать инициатив как от правительства, так и университетов, по привлечению большего числа учащихся из-за рубежа.

Актуальность обучения за рубежом для жителей стран бывшего СССР

Есть один момент, который можно считать постулатом в современном мире, а именно - для того, чтобы построить успешную карьеру и добиться успеха в жизни, нужно иметь хорошее образование. И чем лучше образование, тем больше шансов на успех.

Именно по этой причине столь серьезное внимание уделяют обучению в развитых странах мира, в том числе в странах Азии, что уже нашло свое отражение в появлении в рейтинге гораздо большего числа азиатских университетов и повышении их статуса.

Повторим еще раз - для молодых людей, которые хотят добиться в жизни успеха, получение хорошего образования является ключевым моментом.

При этом наиболее привлекательным несомненно является получение образования в англоязычных странах, в первую очередь в университетах, вошедших в рейтинг, и чем выше позиция университета, тем лучше.

Также стоит сказать, что для жителей России, Украины и других стран бывшего СССР получение образования в англоязычных странах становится особенно актуальным. Почему? На это есть две серьезные причины.

Первая лежит на поверхности - невозможность получить хорошее образование в своих странах из-за отсутствия достойных учебных заведений. Даже МГУ, лучший университет и гордость всего Советского Союза, в мировом рейтинге стоит только на 196-м месте. Все остальные учебные заведения (за исключением Новосибирского университета) даже не вошли в список 400 ведущих университетов мира, что более чем красноречиво характеризует уровень современного образования на постсоветском пространстве.

Вторая причина заключается в той ситуации, что складывается вокруг России в связи с украинским конфликтом. Нужно отдавать себе отчет в том, что конфликт России с остальным цивилизованным миром вышел на уровень противостояния, которого у России не было с послевоенных времен. Причем инициатором конфликта выступила Россия, объявив Запад своим главным врагом, и совершив агрессию против Украины.

Поэтому в настоящий момент уже нет никаких иллюзий насчет возможности возврата к тому положению, что было еще год назад. Речь идет о начавшемся противостоянии, которое продлится не один год, и закончится только сменой правящей элиты в России. По крайней мере, возврата к стратегическому партнерству, когда Россия была плотно встроена в западную экономику, в ближайшие годы ожидать не приходится.

Нужно отчетливо понимать, что в условиях падения цен на энергоносители и выдавливания России с платежеспособных рынков, и вообще скоординированных действий развитых стран по удушению российской экономики, нужно ждать деградации российской экономики, обнищания страны, падения уровня жизни и возврата к командным методам управления, как это было при СССР. Это, в том числе, отразится и на качестве образования.

Самое главное, в условиях кризиса экономики рассчитывать на построение карьеры в России (а также в других странах постсоветского пространства) не приходится. Для многих специалистов другой альтернативы, как искать работу за рубежом и строить карьеру там, в общем-то нет. К сожалению, это та реальность, в которой придется жить в ближайшие годы, если не десятилетия.

В принципе, не секрет, что люди с деньгами, а также высокопоставленные чиновники из постсоветских республик во многом предвидели такой сценарий развития событий и активно отправляли своих детей учиться в США, Канаду и Европу, где те оставались жить и работать. В частности, дочери Путина живут за пределами России, дочь министра иностранных дел России Лаврова живет в США - таких примеров можно привести множество. Мало сомнений, что необходимость такого шага в настоящий момент становится очевидна для гораздо большего числа жителей постсоветского пространства.

При этом никто не говорит, что ситуация в России меняется к худшему навсегда - история любит преподносить сюрпризы, и через какое-то время все может измениться, и тогда люди с хорошим образованием и опытом работы в западных странах станут крайне востребованы в своей стране, как это уже было в 90-х.

Преимущества обучения в колледжах и университетах Канады

Если говорить о том, где учиться, и насколько подходит для этого Канада, нужно обратить внимание на следующее. При том, что азиатские университеты сейчас на подъеме, они все же в первую очередь ориентированы на жителей Азии. Например, окончив университет в Пекине, вы можете рассчитывать на трудоустройство в Китае, в то время как для работы в США или Великобритании такое образование мало чем вам поможет. В то же время, если вы заканчиваете университет в англоязычной стране, для вас открыт весь мир.

Если сравнивать обучение в англоязычных странах - а речь идет только о США, Великобритании, Канаде и Австралии, то Канада имеет несколько серьезных преимуществ.

В частности, это наиболее перспективная и наиболее динамично развивающаяся экономика, сочетающая в себе мощнейший сырьевой сектор и высокотехнологичную индустрию, с прямым выходом на самый платежеспособный рынок планеты - США. Это создает прекрасные возможности для построения успешной карьеры с перспективами дальнейшей работы по всему миру.

Нужно также учитывать, что стоимость обучения в Канаде дешевле, чем в других англоязычных странах - в частности, для иностранцев стоимость обучения в лучших университетах Канады как минимум в два раз ниже, чем в аналогичных американских университетах.

Наконец, получение образования в Канаде дает возможность сравнительно легко и быстро получить статус постоянного жителя Канады, а затем, по прошествии 3 лет, получить гражданство.

Наконец, высокие позиции канадских университетов в рейтинге говорят сами за себя, что в сочетании с другими факторами делают обучение в Канаде крайне привлекательным. По различным оценкам, ежегодно канадские университеты принимают до 150 тысяч иностранных студентов.

Заключение

Несомненно, если вы рассматриваете перспективы учебы в канадских университетах, стоит выбирать те из них, которые имеют более высокий рейтинг, так как чем престижней университет, тем проще будет устраиваться на работу и строить карьеру.

Если говорить про рейтинг, то канадские университеты расположились в нем следующим образом:

University of Toronto: 20 место
University of British Columbia: 32 место
McGill University: 39 место
McMaster University: 94 место
Universite de Montreal: 113 место
University of Alberta: 124 место
University of Victoria: 173 место
University of Ottawa: 188 место
University of Calgary: 226-250 место
Carleton University: 226-250 место
Dalhousie University: 226-250 место
Laval University: 226-250 место
Simon Fraser University: 226-250 место
Western University: 226-250 место
York University: 226-250 место
Queen’s University: 251-275 место
University of Waterloo: 251-275 место
University of Manitoba: 301-305 место

Наконец, стоит помнить, что подача заявок в канадские университеты происходит заранее. В частности, начинается он осенью, и завершится не позднее февраля 2015 года - для тех, кто планирует начать учиться с сентября 2015 года. Поэтому настоятельно советую поспешить, чтобы не опоздать с поступлением.

Статья подготовлена для сайтов Русский Торонто (www.russiantoronto.com) и Роза Ветров (www.rozavetrov.com)

канада обучение, канада, торонто

Previous post Next post
Up