Originally posted by
yurigordon at
Как работать моими шрифтами
Наивный уровень
Вам нравятся эти буквы - берёте и работаете.
[Сразу: «берёте без спросу» не обсуждается].
Вы получаете, в общем, обычные шрифты с некоторым привкусом.
21 Цент - это как бы Школьная, Конкверор как бы Свифт, и т. д., пусть чуть со сдвигом.
Как правило, именно это и привлекает чистых душой дизайнеров: вроде, и так, а вот как бы не так.
Доверьтесь чувству и забудьте про OpenType - достаточно общего вида букв.
И указаний специальных не нужно. Просто работайте в свое удовольствие.
Мои шрифты, действительно, отличаются от общепринятой нормы. Чем именно - неважно.
Базовый уровень
Он прямо противоположен наивному. Вы умелый дизайнер, которому нужен шрифт определенного типа. Вам почти все равно, что за шрифт. Главное, чтобы вписывался в макет и соответствовал требованиям. Нужен стандартный типографский комплект: несколько (не слишком много) начертаний, капитель, приятный курсив, поддержка основных языков.
Или наоборот: требуется весёлый шрифт для открытки. Или для детской книжки. Неважно, какой: весёлый.
В этом случае мои шрифты могут пригодиться потому, что они довольно точно заполняют дырки в не слишком густом кириллическом заборе. 21 Цент до сих пор заменяет Сенчури или Бодони, АнтиКвази практически вне конкуренции в разряде «веселая антиква», ну, и прочие Мистер Микстеры, хЭнди, Гордони, Кларендорфы годятся для легкомысленных случаев. Со дня на день выйдут Палкер с Палкерсоном - еще одной дыркой станет меньше.
Мой совет: включите OpenType. Вполне возможно, в шрифте есть еще одно, более декоративное, начертание, припрятанное в стилистическом сете или в контекстуальных альернейтах. В АнтиКвази, в курсиве, такое есть, в Центе тоже. Получите два по цене одного.
Продвинутый уровень
Вы хотите работать именно моим шрифтом, потому что понимаете, что он не как все.
Чувствуете его шершавость, видите нестандартные формы букв.
Кстати, это главное отличие моих «обычных» шрифтов от общепринятых. Там, где специалист-шрифтовик старается отточить до совершенства стандартную форму или найти в ней изюминку, я ввожу не связанное с традицией решение. Чаще всего это касается определяющих стилистику букв кириллицы: Ж, К, Л, б, Д, Я.
В 21 Центе выделяются ЖК, в АнтиКвази К, Я, в Конквероре таких букв вообще половина кассы.
Эти отдельные буквы царапают глаз и не дают забыть, что перед вами не типографская классика, а чистый модернизм.
Здесь уместно пояснение: я делаю шрифты не для того, чтобы пополнить народное достояние и уж тем более не в надежде выразить вечные ценности анонимной типографики.
Это авторский взгляд на текст, леттеринг, графический дизайн. Я не верю в нейтральность наборного шрифта. И растворяться в наборе не намерен.
На продвинутом уровне достаточно OpenType с фичами. Тот же 21 Цент можно превратить в довольно смирную овечку, если использовать дополнительные КЖ с каплями. При этом он так и не станет ни Школьной, ни Типом Бодони.
«Вокруг света» и «Эрмитайп» смешением регистров и фичами превращаются из обычных антикв в эклектичный юникейс.
Вообще, мои шрифты, как правило, сильно «переперчены». Даже в простом наборе они выглядят не очень чинно.
Недавно видел логотип, сделанный Мистером Микстером (или, скорее, Фла-Флу). Он был просто набран, даже без смены заглавных на строчные или наоборот. Дизайнеру показалось достаточно странностей. Ну и славно.
А вот что будет, если использовать Микстера на полную катушку.
Отдельно посмотрите на латиницу. Весьма вероятно, что она окажется с кириллическим акцентом, особенно буквы Kk, R.
Вот три моих шрифта, где кириллическая и латинская K одинаковы - в пользу кириллицы.
R и Я сделаны отражением, и тоже, скорее, в пользу Я.
Эти буквы - не случайность, а часть системного подхода к построению кириллицы и латиницы, основанного на приоритете кириллицы.
Экспертный уровень
В ИнДизайне и в Иллюстраторе есть такая палитра - Glyphs. Она для самых отчаянных любителей ручного набора. Если вы сильно любите мои буквы - в первую очередь открывайте ее. Мне доставляет большое удовольствие набивать шрифты вариантами знаков, необязательными добавками, лигатурами, орнаментами, прочим типомусором.
Набор может превратиться в подобие вязи или станет похож на рисованный леттеринг. Во многих шрифтах на один знак приходится по 5-10 альтернейтов, причем они могут не повторяться в латинице и кириллице. Первопечатники не ленились резать по десять вариантов одной буквы, чтоб набор выглядел, как рукопись. А мы чем хуже?
Мастерский уровень
В конце концов Вы понимаете, что все мои шрифты - части единой картины. Поэтому вместе они будут звучать более цельно, чем разбавленные классической типографикой. Это не совсем то, что хочет видеть законопослушный дизайнер, и совсем не то, что нужно бунтарю. Это просто другой мир, сдвинутый на несколько пунктов от оси.
Есть несколько дизайнеров, с которыми удается сделать ровно то, что задумывалось. Прежде всего, конечно, это свои, леттерхедовские - Оля, Валера, Сева, Илларион. Тут все понятно: мы представляем, в общем, одну типографическую идею, пусть по-разному выраженную в работах каждого.
Вот, например, Валера. Он презентует мои шрифты гораздо лучше, чем я бы мог.
На картинке Голыженков поверх Барбанеля.
А здесь Валера аккуратно подложил шрифт Флёрдюмаль со всеми его царапинами и потёками крови, под обложку, сделанную Олей.
Посередине затесался 21 Цент.
В полном размере смотрите на сайте Леттерхеда. Соратники из внешнего мира - это, прежде всего, Дима Барбанель с его бесконечным стремлением к скандалу и нонсенсу под видом классики.
Работа с Барбанелем - сплошная достоевщина в наборе. Респект.
Развороты альманаха «Эрмитаж». Типичная барбанелевщина. В тексте 21 Цент, заголовки - Эрмитайп.
А попробуйте спросить у Димы, как он сделал все это типонахальство - накрутит сорок бочек про сетку, золотое сечение, ряд Фибоначчи и «хранить вечно». Очень люблю.
И еще за что люблю макеты Валеры Голыженкова, Димы Барбанеля, Максима Никанорова - они не дают читателю передышки на всех уровнях взаимодействия, от макрозаголовков до микротипографики.
Полоса из книги А. Лекае «ЗИМ»
Макет Барбанеля. Заголовок шрифтом «Вокруг света». Леттеринг мой и Марины Новиковой. Текст набран Академической, имитируя высокую печать.
А вот только что мы поработали с Сашей Кузнецовой. Получил огромное удовольствие от того, что она делает с буквами. Особенно потому, что используются все дополнительные формы, а на них еще наворачивается собственный яркий стиль верстки. Вот прямо сейчас доделаю Палкерсонов - поглядим, как пойдут в бой двухэтажные лигатуры.
Во всех этих проектах мои буквы увидены и поставлены так, как я бы хотел. Или лучше.
PS. Все показанные здесь шрифты можно купить. Кроме еще не законченных.
Но скоро и они появятся в свободной продаже.
Следите за развитием событий