30 октября 2024 года Государственная Третьяковская галерея открыла масштабный проект в новом здании на Кадашевской набережной, который, как ни странно, посвятила «Передвижникам». Побывала и я там неделю назад. В это здание я в первый раз наведывалась ещё летом, но тогда там ещё никаких картин не было. «Передвижники» - это первый проект музея. Не знаю, стоит ли напоминать, кто такие передвижники, в школе все, наверное, это изучали, но, вдруг, кто забыл. Поэтому буквально в двух словах об этом.
История передвижников началась со смелого бунта - 9 ноября 1863 года. 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль. Живописцы не захотели выполнять задание на предложенный сюжет на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле, посчитав предложенную тему слишком далекой от реальности. Все 14 живописцев покинули Академию, создав впервые в истории России независимое художественное общество - «Санкт-Петербургская артель художников». В 1870 году Артель была переименована в Товарищество передвижных художественных выставок. Они организовывали мобильные передвижные выставки и с ними путешествовали по провинциям России, знакомя жителей с искусством.
- В самом начале поста резюмирую - сходить на выставку обязательно стоит, и чем быстрей тем лучше, думаю, ажиотаж будет нарастать, ну, а стоит ли идти в ближайшие пол года в другую Третьяковку или другие художественные музеи нашей необъятной родины? Вопрос риторический. Ведь все самое лучшее привезли сюда.
2. Как видите, народа на выставке предостаточно.
3. «Аватарки» участников выставки. В число передвижников входили выдающиеся художники второй половины XIX века - Перов, Крамской, Репин, Суриков, Куинджи, Саврасов, Шишкин, Левитан, Васнецов и другие.
4. Всего в экспозицию вошло около 150 картин, под которыми стоят подписи самых известных русских художников-реалистов: Репин, Шишкин, Левитан, Саврасов… В общем, можно назвать любую наугад и почти точно - она тут есть. Причем, представлены они зачастую самыми важными своими работами, ну или во всяком случае - очень и очень известными. Нет необходимости писать названия этих картин, их все знают.
5. Вот ещё нетленная классика.
6. Выставка занимает несколько залов, которые внутри - как один. Открываются передвижники «Грачами» Саврасова.
5. Заодно нам еще и предлагают взглянуть на некоторых авторов без стереотипов. Мне очень нравятся пейзажи Куинджи, которыя я видела в Лаврушинском переулке, а здесь же я мне удалось впервые увидеть цикл этюдов Куинджи с изображениями заката. Не похожи они на то, что я видела ранее. Красный, а не белый Куинджи показывает отдельные эксперименты со светом и с цветом. Наши художники все еще способны удивлять даже через столько лет.
6. Перечислять представленные на выставке знаковые полотна смысла не вижу. Придя туда, вы сами отметите целую кучу ну очень известных работ. Ниже напишу лишь про те, которые зацепили лично меня.
Эту картину я увидела в первые. Это И. Н. Крамской. «Неутешное горе».1884г. Она, конечно, задела и моё личное, поэтому и произвела такое впечатление.
Она рассказывает о горе матери, которая потеряла ребенка. Трагический сюжет картины был близок и художнику, который в 70-е гг. за короткий срок потерял двух своих сыновей. Картина кажется очень простой в исполнении. Единственная героиня полотна - мать умершего ребенка. Мать стоит одна - она кажется потерянной и как будто окаменевшей от горя. Не понятно, куда устремлен её взгляд, может внутрь самой себя? Женщина только что надела траурное платье. Глаза полны бесконечной тоски, они опухли, но слез уже нет. Смятый платок, мокрый от слез, женщина прижимает к губам. Мертвая тишина. Контрастируют искусственные цветы венка и живые нарциссы и тюльпан в горшках на полу. Живые цветы как бы говорят, как бы глубоко не было горе, надо жить дальше.
7. Один из разделов выставки называется "Женский вопрос", он остро волновавший общественное сознание на рубеже веков и нашел свое отражение в творчестве передвижников.
На фото портрет Веры Репиной, жены знаменитого русского живописца. Вера, которая в 18 лет вышла замуж за Илью Репина, была, по его же критериям, идеальной спутницей для художника: жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей - именно с такой женщиной он мечтал оставаться до конца своих дней. Однако, так как популярность Репина росла с каждым годом, и он не отказывал себе во флирте и романах со своими поклонницами. Жена об этом знала, хотя и старалась молчать. Одно время Репин был увлечен своей талантливой ученицей Верой Веревкиной, затем он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма, такие же, какие когда-то адресовал жене. Как вспоминала позже дочь художника, атмосфера в их доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».
8. На выставке в разделе «Женский вопрос» можно увидеть знаменитый портрет работы И. Репина, на котором изображена молодая красавица, баронесса Варвара Икскуль фон Гильденбандт. Кроме ее имени многим больше ничего не известно. Но судьба этой незаурядной и самоотверженной женщины заслуживает не меньшего внимания, чем сам портрет: всю жизнь баронесса посвятила помощи другим людям, занималась благотворительностью, издавала книги для малоимущих, работала сестрой милосердия на фронте, а в 70 лет была вынуждена уйти пешком по льду Финского залива из страны, которой уже не была нужна.
8. Когда в 1883 г. на выставке художников-передвижников появилось полотно Николая Ярошенко «Курсистка», реакция была неоднозначной: отзывы в прессе варьировались от восторженных до гневных. Что могло возмутить современников художника в изображении скромной девушки со связкой книг под мышкой? Противоречивая реакция на «Курсистку» была отражением общественной борьбы за право женщин получать высшее образование. Эта картина стала первым изображением учащейся русской женщины. Дело в том, что в те времена высшее образование было абсолютно недоступным для женщин: в начале 1880-х гг. Высшие женские курсы находились под постоянной угрозой запрета. Ярошенко создал собирательный образ девушек-курсисток. В ее костюме нет ни одного украшения, что отображает общее презрение к быту в среде прогрессивной молодежи того времени. Наряд девушки прост и незамысловат. Ее бодрая поступь свидетельствует о ее решительности и даже упрямстве в своем выборе. Тем не менее, мы видим хрупкость и женственность молодой курсистки. По всей видимости, эти черты должны были контрастировать с непреклонной решимостью девушки в ее желании учиться.
9. Отдельный интерес у меня был к разделу «Тема детства».
Очень понравились эти два портрета. Слева - Василий Суриков. «Портрет дочери Ольги». По семейным воспоминаниям, портрет писался при следующих обстоятельствах. «Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью... Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки... Оля была терпелива - умела позировать.»
Ей вскоре горе предстоит -
Она останется без мамы.
Отец ее боготворит,
Но жизнь вмешается упрямо.
Ей много в жизни предстоит -
Болезни, голод, холод, войны.
Пока же девочка глядит
На мир доверчиво, спокойно.
Она пока что под крылом
Отца, родительского дома,
Но вскоре все пойдет на слом
И ей не избежать разлома.
Но все она перенесет
И род продолжится ее,
С годами девочка войдет
В культуры русской бытие.
И в двадцать первый век шагнут
Ее далекие потомки,
И свет культуры понесут
Сквозь лет не мерянных потемки.
(Саприцкий Э.Б.)
Второй портрет - Репин Илья Ефимович“Стрекоза”. Портрет В.И.Репиной, дочери художника. На картине изображена девочка, сидящая на жердочке на фоне голубого неба. Но картина настолько динамична, что кажется, девочка вот-вот соскочит с перекладины и весело побежит по зеленому полю. Хотя она и сидит, но в ней порыв, желание вспорхнуть со своего места. Она подобна стрекозе, которой никогда нет покоя.
Но стрекоза вскоре выросла. Вера прожила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто хорошо отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский. По его воспоминаниям, Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была, по его словам, "лжива, труслива… и тупа умом и сердцем". Вот так бывает.
10. А еще на выставке можно увидеть один из самых замечательных детских портретов в русском искусстве, «Мика Морозов» Серова, открывает раздел «Выход в ХХ век» . И у Маковского есть картина Офелии, просто шикарная работа, её можно любоваться долго.
Вот мои небольшие заметки после посещения этой выставки, если выберу время пойду ещё раз, как как за один раз все рассмотреть невозможно.
11. Второе культурное событие , котороя я посетила на прошлой неделе - юбилейный концерт Александра Иванова и группы Рондо "Нам - 40 лет". Проходил он в концертном зале «Москва» на Острове Мечты. Мне очень нравятся его песни и хрипловатый голос. Концерт группы «Рондо»я посетила во второй раз. Первый раз, если не ошибаюсь, это было как раз в начале концертной деятельности группы, году этак в 1986. Я училась в институте и тогда ходила на этот концерт со несколькими своими ученикамиво время своей практики в школе. Они меня пригласили тогда. В тот раз мы не смогли усидеть в креслах, сорвались ближе к сцене и танцевали весь концерт в проходе. Эмоций было хоть отбавляй, поэтому и запомнилось. И «Рондо» тогда выступали не одни, они были на разогреве у Жанны Агузаровой и группы « Браво», или наоборот, уже и не помню. Вот такой путь длиной в 40 лет.
12. Фото концерта я не делала, только видео. Те, кто подписан на мою инсту, видели, наверное. Зато себя сфоткала перед мероприятием.
Забитый до отказа огромнейший концертный зал "Москва"! Sold out! Группе 40 лет, а Александру - 64! А он как прыгал, какой живчик! Голос, конечно, вне конкуренции. Было много гостей, они все перечислены на афише выше. Каждый спел свою песню в аранжировке группы «Рондо» и по песне группы «Рондо» вместе с Ивановым. Много цветов ему дарили женщины. Надо отметить, каждой дарящей он галантно целовал руку. А ещё мне очень понравилось, что женщин он называет«барышнями». Я песню свою любимую дождалась, он её нечасто исполняет, а здесь прямо именно на эту песню взял и зал поднял! «Вставайте, говорит, потанцуем, разомнитесь!» И все встали и танцевали, и я наслаждалась, пела, танцевала.
Моя любимая его песня "Мечты". Там про крылья за спиной, про ангела, немного грустная и очень мелодичная. Александр Иванов потряс своей искренностью, и душевностью и профессионализмом! В общем, кайф был невероятный.....и вдохновение!!!
Концерт снимал Первый канал, так что по ТВ тоже покажут, если любите его творчество , не пропустите.
13. А в Москве продолжается осень. Листья с деревьев облетели, скоро зима.
«Из года в год - так и идёт,
всё происходит наоборот,
крылья у нас за спиной
так и не вырастают.
Город в дымах, эта зима
нас до весны сводит с ума.
Люди, как ангелы, здесь
наяву не летают.»
14. Найди белку, называется картина.
16. Фил Иваныч по -прежнему серьезно смотрит на окружающий мир.
17. Таковы мои новости, спешу откланяться, stay tuned))