Еще один фотограф-сюрреалист, о котором я узнала на лекциях по истории фотографии, которые ведет
agnesvogeler в ММСИ. Жил он в 30-е годы в нацистской Германии, искусство его, само собой, признавалось дегенеративным.
Фотографировал кукол, сделанных из гипса и дерева, показывая нарочито-болезненное искусство, выступая тем самым против навязанного нацизмом "эстетики" классического тела и арийского здоровья.
Это, пожалуй, самый известный его снимок, который ходит в интернете:
Вот что еще интересного о нем пишут:
Работу над своей первой куклой Беллмер начал в 1933 году с помощью кукольного мастера, художницы по костюмам Лотте Притцель, вдохновленный рядом событий из личной жизни. Среди них - влюбленность в свою юную кузину, просмотр оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», в которой Гофман трагически влюбляется в куклу-автоматон, приняв ее за женщину под влиянием злых чар, и лишь в финале узнает о своей ошибке, а также ностальгия , вызванная присланной матерью коробкою детских игрушек.
Беллмер мастерил женские манекены с остро обозначенными сосками, губами и вагинами, а после фотографировал их в непристойных позах в публичных местах и частных интерьерах. Куклы складывались и раскладывались, принимали причудливые положения, их головы прорастали из ягодиц, плечи совпадали с коленями, руки занимали место ног. Каждая отдельная метаморфоза создавала из женской куклы "артикулированный объект", имеющий скрытое символическое значение. Беллмер утверждал, что в играх с манекенами его интересует «механическое движение, приводящее к неожиданным смыслообразующим стыкам». Он обнаружил, что части тела подобны лингвистическим знакам, а каждая поза равна некой сентенции.
Беллмер объяснял, что хотел сделать игрушку для взрослых, которая смогла бы освободить их от комплексов. Метод избавления от комплексов заключался в том, что куклу можно было расчленять на самые желанные части, составлять их, как вздумается, и глазеть только на них. Таким образом, уничтожалась необходимость общаться со всей женщиной и утверждалась абсолютная власть мужчины над ней.
Куклы физиологически точно передают пропорции девушки-подростка. Предельно точно воссозданы мышцы и "сочленения", контрастирующие с хрупкой гипертрофированностью кукольного торса. Для Беллмера порнофотографии кукол были своеобразной формой протеста против ханжеской морали "порядочного" буржуазного общества, стереотипов комильфо, а также возможностью создания семантического коллажа, где неодушевленные предметы наделяются сексуальностью.
Последующие несколько лет Беллмер посвятит изучению женского и детского тела как предмета запретных желаний, расчленяя его на фрагменты, мешая конечности и органы, отображая отчаяние неудовлетворенного мужского желания и исследуя тонкие грани между между живым и механическим, телом и пластикой, страстью и бесстрастностью.
"Прилаживать суставы, сочленения друг к другу, выжимать из шаров и из радиуса вращения образ детских поз, тихонько следовать контуру ложбинок, вкушать наслаждение от округлости, создавать красоту, внося в нее не без злорадства, тень деформации…обнажать тайные робкие мысли маленьких девочек, вскрывать самые сокровенные глубины этих мыслей" (с).