And Then We Danced/А потом мы танцевали
Это - грузинский фильм, снятый режиссером живущим в Швеции, шведом с грузинскими корнями. Леван Акин родился в 1979 в лене (муниципалитете) Стокгольма, я могу оценить его уровень владения шведским языком в интервью, как родным. Дистрибьюторством занимается шведская компания TriArt Film. Хотя фильм считается шведским не без споров.
Если б это был шведский ЛГБТ-фильм и действие происходило бы в Швеции, то скандала бы не было. В стране финансирование дается по квотам, по актуальности вопросов, касающихся современного общества. А какие сейчас вопросы? Равенство полов - режиссер-женщина приветствуется, многонациональный подход, LGBT, феминизм, защита окружающей среды, а потом уже все остальное.
Фильм А ПОТОМ МЫ ТАНЦЕВАЛИ - получился совершенно грузинским. Действие происходит в Тбилиси, там и снимали, в титрах длинный список из красивых грузинских фамилий, за редким вкраплением других, фильм на грузинском языке. В Мальме показывали со шведскими субтитрами. В Швеции кино не дублируют, за исключением мультиков для малышей. На дневном сеансе в ноябре, артхаусном кинотеатре было 6 человек.
Главное в фильме - танец. Про него суровый хореограф ансамбля, на моего бывшего еврейского почему-то похож, в начале фильма спрашивает главного героя Мераба: - Что такое народный грузинский танец? И сам отвечает, что грузинский танец - это душа народа. Название, правда, не очень соответствует сюжету. В фильме сначала танцевали, танцевали, а потом уже случилось все остальное. Да, влюбленность юного танцора в другого. Этот вопрос, надо отдать должное режиссеру, остался открытым. У Акина получилось показать сексуальность, которая вышла за границы, осторожно. В фильме есть несколько откровенных сцен, но о гомосексуальности как таковой там ничего нет.
В Грузии тем не менее, премьера фильма вызвала протесты,
люди вышли на улицы Тбилиси и Батуми и требовали запрета на показ. В Киеве в 2014 году националисты из-за подобного показа подожгли кинотеатр Жовтень, сгорела крыша. Там, кстати, 22-27 ноября 2019 очередной фестиваль грузинского кино, но «А потом мы танцевали», в программе нет. Фильм ведь шведский. И от Швеции его выдвинули на Оскар, в номинации на лучший иностранный фильм. Поживем, увидим. Церемония в феврале 2020. Пока что Оскар в этой номинации получали только шведские фильмы Ингмара Бергмана, в 1961, 1962 и 1984.
Фильм мне понравился легкостью, здесь нет большой драмы, как в оскароносном «Богемская рапсодия». Музыка прекрасная, Грузия уже стала и будет продолжать становиться модной страной для визитов, актеры отличные. Тбилиси много кто снимал в последнее время, у Акина получилось не хуже. Балконы, виноградная лоза, рынок, бедность, но уже не такая чернушная как в Тбилиси-Тбилиси, 2005 Левана Закайришвили, кстати, тоже выдвигался на Оскар, или как в фильме Шантрапа, 2010 Иоселиани. Свет, правда, отключают за неуплату, вспоминают времена Шеварднадзе, танцоры вынуждены подрабатывать на рынке или в ресторане, и много других социальных проблем показано. Но, главное - люди, любовь непростая между родственниками и соседями, экспрессивная бабушка, застолья, и еще раз, - танцы.
Музыку Леван Акин своеобразно выбрал. В фоновую музыку вечеринок впихнул АББА, это еще куда ни шло. Реверанс стране, откуда финансы. Сомневаюсь, что АББУ крутят на вечеринках в Грузии в 2019.
Но еще Робина Бенгтсcона/Robin Bengtsson Его вряд ли кто помнит за пределами Швеции, пел, но не выиграл Евровидение пару лет назад. От меня большой плюс Левану - песня в исполнении Мананы Менабде, мною любимой с давних времен грузинской исполнительницы. Досмотреть пришлось все титры до конца. Не ошиблась, действительно, Manana Menabde.
Ошибка режиссера, на мой взгляд, хотя, может, он сделал это сознательно, - отсутствие эффектного кадра, где можно было бы увидеть великолепие грузинского народного танца. Только в самом начале архивные чб кадры. В фильме нету танца - готового, на сцене и в костюмах. Танцоров мы видим практически всегда крупным планом, в трениках, потных футболках, раздевалках, и ни одного клипа ради чего эти пот и кровь, зажигающие и танцоров и зрителей.
Click to view