Палата № 7

Oct 23, 2013 15:23



Прочитала я Лузиной и Жадана "Палату №7".

Жадана вещь про "I мама ховала це у волоссі" показалась бледной и скучной на фоне
"Одуванчиков" Лады Лузиной. Я не читала никакой критики, разумеется, но знаю, что
Жадана упорно любят все критики, уже и не важно, что он пишет, а Лузину критики любят далеко не все, и особенно не любят некоторые, избранные, которых мы когда-то и избрали и особенно любили... Зато ее любят читатели.
Как читатель, должна признаться, что "Одуванчики" меня потрясли. Мне кажется,
что Лузина пишет все лучше и лучше, что само по себе замечательно. Не важно, о чем пишет, чтение захватывает
с первой минуты, и когда доходишь до последней страницы жалеешь, что все закончилось.
Если уж эти две повести двух лучших украинских авторов поместили под одной обложкой, то волей-неволей, приходится сравнивать. Произведение Жадана мне увиделось банальным, во-первых, потому что автор пишет о себе, или воспринимается это как про него, про какую-то историю из его жизни в 90-е, вычурно выписанную, но самую обычную измену. Друг мучительно, но виртуозно переспал с женой друга.

Лада Лузина пишет обобщая чувства, создавая живые образы, детально описывая ощущения, и, при этом, абсолютно не о себе, насколько я могу судить не потому, что мы знакомы, а хотя бы потому, что пишет от лица разных героев, - мужчин, женщин, молодых, старых, - не важно.
Лузина описывает одну и ту же жизненную ситуацию от лица 4-х разных персонажей. Из этого получаются совершенно разные истории. Конечно, любопытно, насколько по-разному воспринимают разные люди одни и те же слова, знаки, жесты и поведение. Конечно, с этим сталкивается в жизни каждый. Объединяющей темой обоих повестей можно назвать "любовь-нелюбовь родителей и детей". Героя Жадана Сашу мама любила, была единственной, кто его любил, что, в общем, естественно. Это стереотип поведения матери. Считается, что родители любят детей априори. Трогательно, да, может быть. Но что это дает читателю? Несколько более напряженно описаны чувства героя по отношению к родителям. У автора Одуванчиков все намного сложнее и острее. Калиопу-Алену, - героиню Одуванчиков Лузиной не любил отец, и это цинично, по-операционному прописано, без соплей: "Интересно, какой смысл умирать, если это даже не повод повстречаться с отцом?".
Есть в тексте и другие хлесткие актуальные откровения, связанные даже неожиданно с политикой.
Мне Одуванчики видятся не мелодрамой, а политической, социальной трагедией. Например, цитата о "новом украинце", одном из тех, что "рулят" всем:
- А знаете, мне пришла в голову крамольная мысль, - сказал Ходин. - Вдруг люди, подобные ему, мнящиеся нам полуживотными, делают в итоге больше добра, чем все мы, тонко чувствующие, интеллигентные, добрые.... неспособные почти ни на что. Страшно от этой мысли, а, Калиопа?

Мифологическая Калиопа, и даже имена вроде Стаса и Наташи в тексте Лузиной уместны и символичны, чего не получается отметить в "... мама ховала". Бесцветный, дурковатый Саша, и еще хуже прорисованный Паша, - карандашные наброски по сравнению с Алисой-дочкой, которая написана, если использовать художественную терминологию слишком уж аляповатыми, неаккуратными и кричащими мазками.

Лада Лузина, книги

Previous post Next post
Up