Закончился Копенгагенский фестиваль документального кино.
Кроме "Марина Абрамович... в присутствии художника", посмотрела еще 2 фильма. Один - очень хороший. Второй - ужасная дрянь. Оба вывода неожиданные, так как я с противоположными настроениями шла на просмотры.
Итак. "Гид извращенца по идеологии ". THE PERVERT’S GUIDE TO IDEOLOGY со Славой Жижеком.
Slavoj Žižek.
Фильм, снятый в 2012 году получил несколько премий на кинофестивалях и дополняет "Киногид извращенца" того же режиссера с тем же героем. Сначала кино мешает воспринимать совершенно ужасный акцент Жижека, который воспринимается, как очень плохой английский. Возможно, так оно и есть, но в середине фильма ощущение неудобства становится значительно меньше, и в конце почти исчезает. Интересная находка - Жижек, рассказывая о том или ином событии или фрагменте фильма, оказыватся на месте съемок - в любимом баре Алекса из "Заводного Апельсина", в самолете, туалете, на кровати, где мучили героя другого фильма, в пустыне, где снимались "Искатели". Жижек постоянно сравнивает механизмы рекламы и потребления с политическими системами и законами искусства. Основные идеи, показанные через призму психоанализа: Тоталитарному или близкому к нему властному режиму нужен мелкий элемент, фишка, имидж, на котором держится больше, чем мы думаем. Тоталитарному режиму обязательно нужен "другой", "враг". История повторяется, ничего нового в идеологических системах новейшего времени нет. Фрагментов из фильмов использовано много, Жижек - хороший рассказчик, способоный увлечь, в связи с чем возникает страстное желание посмотреть упоминавшиеся фильмы, которых не видела, и пересмотреть классику. Например, "Цельнометаллическую оболочку" Стенли Кубрика.
"Завтра". Tomorrow, (2012). Фильм Андрея Грязева.
Это кино медленно и неторопливо переключается с неуклюжего документирования жалких акций политического протеста участников арт группы Война, их бытовых и семейных сцен, на аресты, суды и отношения с властями. При этом, до самого последнего, кульминационного момента "поднятия хуя" на мосту напротив МВД в Питере, не покидает постоянное ощущение стыда. Все вокруг них убого, маргинально и люмпениссимо - жилище, примитивные речи и одежки до ареста и несколько преображенные в лучшую сторону интерьеры и одежды после ареста. Убогость и нелепость этих переворачиваний машин и выкрикиваний "Свободу войне!" на площади немногочисленной группой поддержки вызывают-таки, уважение, что обладая такими скромными ресурсами, им удалось создать серьезную шумиху в обществе и на культурном поле. Представители власти не менее убоги. Но, они, по крайне мере, не прикидываются спасателями отечества. Не исключено, что в моем случае, просмотр этого фильма, может стать ключевой точкой отвращения, отворачивания от современного искусства, контемпорари арта, концептуальных вывертов и возвращения к прекрасному файнарту. Лексические построения Олега Воротникова:
- Ебашить по-взрослому в историческом масштабе!
- Вот ты, Леня, никогда в таком доме в центре не сможешь жить!
- Да мы стали известнее за 3 месяца в тюрьме больше, чем за всю жизнь!
- Мало посидел, можно было бы и больше.
вызывают желание застрелить его нахуй, просто за то, что его ребенок, 2-х летний Каспер, в то время, пока они с женой тусовались на площадях в поисках славы, и были арестованы, и чем совершенно нелепо возмущались беспрестанно, был с сотрясением мозга отправлен в больницу. Другими словами, слова Михалыча про слезу ребенка, которого, к слову сказать, чувствовалось, что Воротников, его жена или Леня Николаев, никогда не читали, даже если читали, очевидны в своей правоте.