Бывают у меня "соглашательные" периоды, когда я говорю жизни (т.е. всем поступающим предложениям) - "Да!" особо не рассуждая и не рационализируя. За что жизнь одаривала меня новыми впечатлениями, незабываемыми встречами, непредсказуемыми событиями и пр., хотя не могу сказать, что все это вначале принималось легко и оптимистично, по прошествии времени и по здравому размышлению и осознаванию произошедшего всегда приходила благодарность за приобретенный опыт.
Была я не так давно в Питере на семинаре-тренинге, и ведущая предложила после занятий пойти на расстановки, которые она делает вместе со своей ученицей. Сама я расстановками не интересовалась, решив для себя когда-то, что это не мое, но слышала о них разное и противоречивое. Но, т.к. я для себя определила период пребывания в Питере "соглашательным", то соответственно и на это приглашение откликнулась согласием.
Я впервые присутствовала на расстановках, о методе практически ничего не знала, так что восприятие было почти чистым. Группа была, на мой взгляд, достаточно большая, человек двадцать.
Приведу описание, как это происходит, взятое с одного из сайтов по расстановкам (и все было именно так):
…Метод системных семейных расстановок внешне прост. Это групповая терапия, проходящая под руководством ведущего-терапевта, получившего специальную подготовку. Заказавший расстановку клиент очень коротко озвучивает проблему и запрос. Затем выбирает из присутствующих заместителей для значимых или задействованных в проблеме людей, называет им их имена или «роли». После чего расставляет их в помещении по своему усмотрению.
Некоторое время ничего не происходит. Но постепенно у заместителей возникают достаточно четкие ощущения, связанные с чувствами, поступками и отношениями тех людей, которых они замещают. Заместители сообщают о своих чувствах и желаниях. Затем, с разрешения ведущего, они меняют положение, перемещаются в пространстве, выражая, таким образом, чувства и отношения между клиентом и значимыми для него людьми.
Факты жизни клиента и его окружения могут быть известны задействованным в расстановке людям лишь в общих чертах. А могут быть и вовсе неизвестны. Все это не мешает заместителям интуитивно чувствовать, эмоционально переживать и воссоздавать коллизии из жизни и судьбы клиента, его родных и близких.
Считается, что заместитель не должен иметь собственных мнений и суждений о людях и событиях, воссоздаваемых в расстановке. Идеальный заместитель внутренне «пуст». Это позволяет фиксировать возникающие в ходе расстановки чувства, точнее воссоздавать картину того, что происходит или происходило в жизни клиента.
По ходу расстановки ведущий может добавлять или убирать действующих лиц, просить заместителей встать, лечь, склониться в поклоне или опуститься на колени, обнять друг друга, произнести фразы, помогающие «восстановить прерванное движение любви». Это основная цель расстановки.
Клиент имеет возможность наблюдать за происходящим со стороны. Затем он вводится в расстановку на место своего заместителя, сам переживает все чувства и реализует те или иные решения…
…Тот, кто присутствует на семейной расстановке в первый раз, обычно с удивлением обнаруживает, что поневоле вовлекается в расстановку эмоционально. Хочет человек того или нет, но его затрагивают происходящие в расстановке события. Вместе с тем, многие вопросы о том, что стоит за семейными расстановками, остаются без ответа.
В семейных расстановках используется нечто совершенно новое - нечто такое, что до сих пор на сознательном уровне не воспринималось ни в каком другом виде психотерапии. Это явление называется «знающим полем» - само это понятие введено Альбрехтом Мааром. Работу с семейными расстановками нельзя полностью понять, не имея представления об этом явлении.
«Знающее поле» означает, что заместители членов семьи получают доступ к знанию или чувствам тех членов семьи, которых они замещают. Они ощущают чувства и взаимосвязи точно так же, как замещаемые ими люди. Участвуя в этой системе семейной расстановки, заместители входят в контакт с более глубоким уровнем или с более глубокой правдой о взаимоотношениях. Это явление пока остается необъяснимым…
В тот день сделали три расстановки: первая была закрытой, т.е. была смутно озвучена только тема расстановки, поэтому я, вначале, ничего не поняла. Во время второй у заместителей были роли дочери и её умерших родителей, последняя расстановка была по очень тяжелой семейной ситуации. Последние две расстановки вызвали у меня столько эмоций, вопросов и сомнений, которые не оставляют меня до сих пор.
Конечно, вначале это все завораживает, это как какое-то сценическое действо, которое разворачивается у тебя на глазах, и ты также являешься его участником, возникало даже желание сделать расстановку и для себя. Но, не смотря на эмоциональную включенность, я заметила внутри некую напряженность, что-то было во всем этом не так, и я ни как не могла понять что. Я видела, что заместители реально становятся другими, что они испытывают не только различные эмоции, от позитивных до негативных, но и физическую боль, недомогание, тошноту. Вот это меня и напрягло. Во время последней расстановки некоторым основным заместителям было плохо, тошнило, одна просто опустилась на пол, отказали ноги, сильно тошнило (не смотря на это, её просили потерпеть, чтобы закончить расстановку). Было ощущение, что эти люди - марионетки, водимые невидимой рукой. Зато заказчик расстановки была «довольна», она наконец то «видела», что происходит внутри её семьи. А мне хотелось одного - уйти и спокойно разобраться, что же там происходит, быть там даже просто участником уже не хотелось.
Рядом со мной сидела женщина, бывшая заместителем, и которой было плохо во время расстановки. Через какое-то время я почувствовала тошноту, и одновременно чувствовала, что с соседкой что-то не так. Спросила, как она себя чувствует - ответила, что плохо, тошнит, хотя расстановка уже закончилась. Когда несколько человек озвучили, что им «не хорошо», ведущая подняла всю группу и сказала (не ручаюсь за точность воспроизведения), но смысл такой, что мы должны … поклониться и поблагодарить «те силы» (или что-то там ещё), которые нам помогают и.. дальше забыла, потому что это мне уже совсем не понравилось. Но, не смотря на это, из чувства все таки принадлежности в этот момент группе, я тоже поклонилась, но только мысленно при этом поблагодарила "своего "Бога, за то что мне было наглядно здесь показано, и посетовала, что нам всем не хватает дара различения духа истины от духа заблуждения.
В перерыве разговорилась с одной из участниц, которая уже несколько раз была на расстановках. Выказала свои сомнения по поводу происходящего, и что мне совсем не нравится, что происходит с заместителями. Оказалось, ей тоже это не нравится, и себе она не хочет делать расстановку именно по этому. Тут же к нам подошла девушка, которая сказала, что была несколько дней назад на расстановке, замещала умершую бабушку, и хотя ей сказали, что образ (роль) сняли, ей до сих пор не по себе, она постоянно думает об этой бабушке. Я поддержала её желание подойти к ведущей и обсудить это, хотя рядом стоящие пытались перевести её страхи в шутку. Я понаблюдала, что делала ведущая, ну это точно не психотерапия, она делала над девушкой какие-то определенные пасы руками, мне даже в это время показалось, что я в каком оккультном кружке ).
На следующий день высказала свои сомнения ведущей. Конечно, она сказала, что метод безопасен и они хорошо обучены, и бывали на расстановках у самого Хеллингера. Но она ничего внятного не ответила на вопросы о том, как сказываются впоследствии роли (особенно уже умерших людей) на заместителей, и с какой такой системой они работают. Хотя она добавила потом, что все происходит с попустительства Бога, и даже сатана творит свои дела с попустительства Бога.
Я христианка, а потом уже психолог, и такие техники не для меня. Хотя я понимаю, что многие, особенно настроенные на быстрый и такой эффектный результат, со мной не согласятся. Но, тем не менее, при возможности я буду озвучивать свою точку зрения, которую я пока не могу толково изложить письменно, но устно у меня получается лучше )
Закончить хочется словами Феофана Затворника в адрес уважаемого Хеллингера, именуемого как богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, а также его последователей: "Они искали дела доброго, но не надлежащим путем, и надеялись собственными усилиями овладеть тем, что должно ожидать только по милости Божией, как Его дар"