«Застывшая музыка» истории

Jun 09, 2016 20:59




Состояние архитектуры всегда отражало уровень и характер развития общества, поскольку архитектура является той материально - пространственной, созданной как безвестными мастерами, так и маститыми зодчими, средой жизни людей, в которой происходят все трудовые, бытовые и культурные процессы.


В то же время, для своего процветания архитектура требует большого дыхания: только большие идеи, объединяющие широкие массы, могут вдохновить зодчих на великие создания.


После Великой Отечественной войны вместе со сложными техническими проблемами пришлось решать и большие идейно - художественные задачи, связанные с отражением в архитектуре ПОБЕДЫ, одержанной советским народом в ВОВ, поэтому архитекторы обратились, прежде всего, к образцам архитектуры русского классицизма, широко используя монументальные башни, триумфальные арки, колонны, лепнину и др.


В облике многоэтажного жилого дома, формирующего ансамбль застройки главной улицы города в 50-ые годы, решалась творческая задача:  отразить архитектурными средствами послевоенный эмоциональный подъём.
Не обошли эти идеи и наш город. Архитектура Магнитогорска периода 30-50-х годов развивалась не только под воздействием общих идеологических, социально-политических, экономических факторов, влияния центра, но и региональных условий.


Начало неоклассического направления советской архитектуры наглядно демонстрируется в застройке жилых кварталов Магнитогорска, расположенных на Уральской улице и с обеих сторон улицы Комсомольской. Архитекторы И.Метт и Т.Бутаева разрабатывали фасады жилых домов по примеру классической русской архитектуры. Если на улице Комсомольской жилые дома объединены в единый ансамбль рустовкой первых этажей и классической строгостью верхних, то ближе к улице Ломоносова, которая расположена параллельно ул. Комсомольской, те же архитекторы перевели фасады зданий в ампирную трактовку, дополнив их многочисленными тонко проработанными деталями.




Расцвет неоклассицизма, в понимании магнитогорских архитекторов, был достигнут при проектировании главной магистрали северной части правобережья - проспекта Металлургов. Архитектура этой части города явилась ярким отражением теоретических направлений советского неоклассицизма.


Поворот творческих устремлений зодчих к историческим архитектурным стилям и формам выразился в декоративном оформлении городской застройки.


Использована литература:

Ахмадуллина Д.Д. Своеобразие архитектуры неоклассицизма в городе Магнитогорске. // Д.Д. Ахмадуллина. Архитектон: известия вузов. №2(10). 2005.

Курбатов, В.В. Советская архитектура. Издательство: М.: Просвещение Переплет: твердый; 208 страниц; 1988.

Фото автора.

архитектура, неоклассицизм

Next post
Up