Приехали мы на Бородино в 9 часов утра. Полицейские сразу оттеснили машину к полю и сказали, что тут будет стоянка. Мы, в свою очередь, поинтересовались, в какую сторону нам идти: на само Бородинское поле или в деревню Шевардино. Полицейский лишь пожал плечами и направил нас к своему напарнику. Всё дело в том, что до самого праздника так и не удалось найти внятной программы или памятки о том, где, что и во сколько будет проходить. Второй полицейский сказал нам, что смотр русских войск на Бородинском поле будет в 16:00, так что нам лучше идти в деревню Шевардино на смотр войск французских, который пройдет в 11 часов. Удивившись столь большому перерыву, мы всё же пошли туда.
Идти пришлось 3 километра, и я всю дорогу возмущалась сама себе, что надела резиновые сапоги. Вокруг стоял сильный туман, что давало надежду на теплую погоду. В тумане проглядывали островерхие палатки тех, кто на реконструкции уже несколько дней: сами участники, которые репетировали двухсотлетнюю битву.
Уже в самом Шевардино мы поняли, что лучше заранее занять место у забора перед памятником, чтобы видеть происходящее. Но с местом мы не особо выиграли - видели весь смотр войск в профиль; а там, где солдаты стояли в анфас, был отряд милиции и куча аккредитованных репортёров, так что из-за своего забора мы бы всё равно ничего не увидели.
1)
2)
Войска проходили по полю и строились рядами, а встречал их посреди поля и сопровождал статный офицер на коне, который постоянно курил, пуская витиеватые дымные струи на холодном воздухе. Вообще впечатляет, насколько серьезно реконструкторы относятся к своему занятию. Форма, все детали - выполнены идеально. И, если на рыцарском турнире в Изборске я, в основном, видела молодых людей в доспехах, то здесь всё больше почтенных старцев в форме.
3)
4)
5)
6)
7)
Рядом с нами у забора стояла женщина лет 60, вся взъерошенная и, перевешиваясь через ограждение, высматривала репортеров. Когда же те проходили мимо, она вылавливала всех, кто был на вид азиатского происхождения и, тряся за грудки, вопрошала грозным голосом: «А ты кто такой, а?!». Первый репортер честно признался ей, что он из китайской делегации, активно делал брови домиком и тыкал в лицо женщины своим бейджиком, словна она была самым грозным секьюрити на этом мероприятии. Женщна внимательно осмотрела его бейджик и отпустила с миром, а через пять минут после его ухода попыталась поймать следующего китайского репортера.
8)
9)
10)
11)
Когда смотр войск подходил к концу, мимо нас прошла красивая женщина, на вид - лет пятидесяти, с черными волосами, сложенными в причудливую прическу. Она оглядывала народ огромными синими глазами и приветственно махала всем рукой, а под другую руку её вел кавалер во французской военной форме. Женщина приблизилась к нашей любительнице китайских репортеров и сжала её в объятиях. Та ответила ей тем же, а потом отстранилась и спросила: «Ты кто?!»
-Я, сказала женщина, ещё шире раскрыв глаза, - я Романова. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна Романова.
Народ воодушевленно вздохнул, одновременно удивившись, что императорский дом всё ещё существует, но через мгновение все уже будто забыли об этом и снова начали обсуждать зады коней, которые мы лицезрели в течение всего смотра.
Обратно мы шли вместе с теми же войсками. Оказалось, что на этом поле было мало российских реконструкторов, больше французов, а ещё попадались поляки. Рядом с нами шла польская колонна, которая пела на своем языке. К ним подбежал высокий парень, который, очевидно, согревался чем-то горячительным во время смотра; он начал просить солдат спеть на русском, а потом сам бодро и резво стал петь Катюшу. Потом он говорил рядом стоящим слова, а колонна подхватывала и пела на ломаном русском.
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
Всей толпой мы шли по дороге, но по ней же ехали VIP-машины и шли бесплатные автобусы. Когда нужно было уступать им место, люди отходили на обочину, но там очень часто скакали всадники и громко кричали: «Attention, s'il vous plaît».
Рядом с обочиной как раз шли пятеро пожилых женщин, которые изъяснялись жестами, всадник не заметил одну из них, а та и не могла его услышать, так что мы во время вытянули её с той дороги.
19)
20)
21)
22)
23)
Вообще организация движения людей и транспорта была ужасной, в чем мы ещё более убедились позже.
К четырем часам пошли на саму Бородинскую панораму, встали на поле, и пошёл дождь. То есть присесть цивилизованно на траву, как в том году, не получалось. Все стояли, детям ничего абсолютно не было видно, а я радовалась, что не зря мучалась, пройдя столько в резиновых сапогах. Рядом пустовали 5 трибун, на которые, как нам сказали полицейские, надо было получить пригласительные. Несколько тысяч человек стояли на ногах по колено в грязи и дожде, а трибуны пустовали практически все. Неужели нельзя было туда посадить детей, как же это глупо всё.
В итоге в 4 часа ничего не началось, нам объявили, что начало только в 17:00. Но народ не стал расходиться, предпочтя сохранить занятые на поле места. Пошёл дождь, а ожидание на холоде лишь подогревало злость в людях. Постепенно начались разного рода стычки: кто кого оттесняет, кто перед кем пролез. Народный гнев всё набухал и набухал.
Ближе к 5 часам все увидели на смежной дороге подъезжающий кортеж из примерно 10 черных машин. Наверное, каждый внутренне ответил на свои догадки, почему же нескольким тысячам человек пришлось лишний час стоять и мокнуть на холодном поле.
Когда представление началось, сильный ливень решил начаться тоже. Часть людей раскрыла зонты. Сразу повсюду начали раздаваться крики и просьбы закрыть зонты, постепенно просьбы превращались в угрозы.
- Господин, опустите зонт.
- Я не господин, я товарищ.
- Товарищи под дождем без зонтов стоят.
Рядом с нами встал нетрезвый мужик, у которого к длинной палке был примотан пакет из продуктового магазина. Тем, кто стоял выше нас, он закрывал обзор. Люди стали кричать, чтобы он убрал свой флаг, но у парня лишь на лице блуждала глупая улыбка. Тогда какой-то мужик резко рванул вперед, выхватил палку и переломил её через колено.
А на поле в это время шла битва. Правда, её мало, кто видел. Ведущий описывал действия войск в микрофон, но какие-то проблемы в технике совершенно не давали нам понять, что же он говорит. От взрыва пушечного ядра комья земли полетели высоко вверх, а потом упали прямо в толпу, отчего в воздухе повис удивленный возглас тысячи человек.
24)
25)
26)
27)
28)
29)
30)
31)
32)
33)
34)
Дождь шёл все сильнее, и люди становились всё свирепее. Когда мужчина поднял ребенка на шею, а тот начал размахивать руками, кто-то сзади пригрозил ему эти руки оторвать.
Обратно мы шли 3 км в огромной человеческой пробке. Периодически толпа останавливалась, потому что практически прямо по людям ехали всё те же VIP-автомобили. В одном месте машина чуть не наехала на школьную группу, не углядев слева по борту маленьких детей.
Народ был до того зол, что, казалось, начнет специально царапать едущие по толпе машины. Проходя мимо них, люди оглядывались и со злобой смотрели на водителей. У одной машины с пассажирской стороны лицо сидящего было закрыто повешенной формой генерал-майора.
35)
Где-то посередине пути у обочины увидели мальчика лет 8 в истерике. За круглыми очками видно было, что глаза все уже красные от слез, а вены на лбу напряжены. Он потерялся, но на попытки помочь реагировал новой истерикой и убегал. Позже мы увидели, что его за руку ведет милиционер, а он, захлебываясь, повторяет, как считалочку: «Третий «Б», Калуга, сороковой регион».
Как я уже писала ранее, когда мы дошли до стоянки, приключения не окончились. Все машины встряли, как минимум, на 4 часа.
Так что Бородинское после в двухсотлетие битвы превратилось в сражение между нами и нашей системой.