Конечно, услышав название «Патриаршие пруды», многие сразу же вспоминают роман Булгакова «Мастер и Маргарита».
Но, как это ни странно, рассказ мой постарается как можно меньше касаться этой темы.
Сама история прудов весьма интересна. Раньше здесь было козье подворье, очень обширное, шерсть с которого мыли в Козьем болоте и поставляли к царскому дворцу и на патриарший двор.
Позже это место облюбовал для своей резиденции патриарх Гермоген, при котором Козье болото превратилось аж в три рыбных пруда. В наши дни мы можем видеть лишь один из них, так как с отменой патриаршества пруды заболотились, а после и вовсе двое из них были зарыты.
В советское время пруды пытались переименовать в Пионерские, но среди жителей это не прижилось. И это вполне понятно: только вдумайтесь, сколько бы потерялось мистики и загадочности, если бы переименование всё же произошло. Тогда бы и в романе Булгакова они не имели такой таинственной и притягательной силы. Ну вот же, опять Булгаков.
Кстати, если и говорить о нем, то стоит упомянуть, что трамвайных путей, по которым катилась голова Берлиоза, не существует. В наше время хотели сделать памятник с фрагментом трамвайных путей и самим составом, но проект не прошёл.
Более того, многим покажется странным, что в этом знаменитом сквере есть памятник Крылову, но нет памятника Булгакову. И на этот счёт также есть объяснение. Конкурс на лучший проект памятника проводился, но идею победителя народ воспринял не слишком радушно. А всё дело в том, что монумент должен был состоять из целого комплекса персонажей: сам Михаил Афанасьевич, Иеуша, гуляющий по воде и двенадцатиметровый фонтан-примус, который особо не полюбился жителям. Также в ансамбль памятника должны были входить и другие персонажи романа.
Но кроме вымышленных Берлиоза и Бездомного здесь бывало много замечательных и известных людей: Александр Блок, Алексей Толстой, Лев Николаевич Толстой со своими дочерьми приезжал на каток, родилась и жила Марина Цветаева, жил вместе с женой академик Сеченов.
Это место буквально дышит историей.
Когда я впервые увидела Патриаршие пруды, это место показалось мне не мистическим или таинственным, а очень романтичным и спокойным. Вдоль берегов фонари, точно повторяющие своих предшественников из семнадцатого века, спокойная гладь воды, отраженные в пруду огни Павильона.
Если заходить на Патриаршие с Малой Бронной, невозможно не увидеть памятник Ивану Андреевичу Крылову, который возвышается над этим местом. Около его постамента любят уединяться влюбленные парочки, скрываясь от ветра. Чуть поодаль находится ретроспектива с практически всеми героями басен Крылова. Многие трут золотые ручки обезьянки на удачу и на счастье, так что материал памятника там просто отполирован. Вызывает у многих смех композиция с развернувшимся Слоном и маленькой Моськой, зажатой у самого края.
Как правило, место это издавна привлекает различные неформальные группы молодёжи, которые приходят сюда просто провести время, прорепетировать песни. Очень часто можно встретить здесь и русских и иностранцев, которые путешествуют с книжкой и пытаются отыскать места похождений персонажей романа Булгакова.
Особенно красиво здесь вечером, когда листва на деревьях подсвечивается фонарями и становится золотой. По тротуару гуляют влюбленные парочки, мамы с колясками, дамы с собачками.
А по пруду, разрезая тихую гладь воды, плывут два белых лебедя с невероятной грациозностью. Они часто подплывают к берегу, где их кормят люди. Вот и сегодня парень с девушкой приманили их к берегу батоном белого хлеба.
Как я уже замечала выше, это место лично у меня прочно ассоциируется с «Мастером и Маргаритой», никакие другие сведения о Патриарших не перекрывают этого наваждения. И, возможно, в силу буйной фантазии, зачастую на некоторых прохожих проецируются образы персонажей книги.
Вот идёт по тротуару мужчина среднего роста в пальто и шляпе, горло замотано шарфом, взгляд немного безумный, но вместе с тем в глазах видно какое-то сосредоточенье на определенной мысли. Ну чем не мастер?
А вот эта девушка совершенно невероятна. С развевающимися по ветру густыми рыжими волосами, замотанная в старый плед и с метлой в руке. Ну чем не Маргарита после полётов в виде ведьмы? Скорее всего, образ этот был сделан ради запланированных фотографий, но всё же встретив её вечером на Патриарших определенно задумаешься.
В целом, место это слишком уж спокойное. Нарисовав себе в голове Патриаршие, я представляла всё немного иначе. Образ, возникавший в моих мыслях и образ, представший предо мной сильно различались. Вместо мистического места я увидела замечательный тихий сквер для семейных прогулок, что тоже очень неплохо.