Улыбка Короля

Oct 05, 2015 22:13

22 сентября
L’Olympia
Париж, Франция


Король не умер, да здравствует Король! Поначалу известие о том, что одна из величайших прогрессив-роковых групп всех времен и народов в очередной раз возродилась, казалось каким-то далеким чудом. Да, Роберт Фрипп, к счастью, жив и здоров, полон идей и планов, выкладывает ролики в Youtube, шутит и вообще ведет себя как нормальный рок-герой, а не «человек в футляре». Но место высадки нового «малинового десанта» было для нас совершенно недоступным: в 2014 году группа гастролировала исключительно по Америке. На то, что она когда-нибудь приедет в Россию (где Crimson гастролировали лишь один раз в 2003 году), не было никаких надежд. Так что когда был объявлен осенний европейский тур 2015 года, сомнений не оставалось: надо ехать! К тому же парижские концерты так заманчиво перекликались с датами RIO-фестиваля... Романтическо-фанатский тур во Францию, несмотря на кризисы, сложился сам собой. Эйфелева башня, музей Родена, Лувр... И - знаменитый зал L’Olympia, где обновленный King Crimson давал концерты три дня подряд (мы посетили последний из них).

Некоторое волнение вызывал тот факт, что «Олимпия» не продавала электронные билеты, а оплаченные заранее (за полгода, точнее говоря) бумажные квитанции надо было забирать в кассе за час до концерта, предъявив «эни айди». К счастью, этот процесс прошел безо всяких проблем - зато теперь у меня есть именные билеты! За час до назначенного у входа в зал уже стояла очередь из серьезных мужчин и их спутниц. В фойе расположился «бутик» - тут продавали туровые майки (были даже женские), кепки и прочий одёжный мерч, а также специальное издание «The Elements Of King Crimson Tour Box 2015» и сольные работы всех участников. Было на что спустить деньги! Сама «Олимпия» - довольно старорежимное театрально-концертное заведение с отделанным красным бархатом стенами, большими зеркалами и... полным отсутствием номеров на креслах. Этим пользовались милые девушки-смотрительницы, провожавшие зрителей до места и затем намекавшие на чаевые. Что сказать, шарман!


На переднем крае сцены громоздились три ударные установки (на всех «бочках» нарисован символ этого тура - циклоп в пальто), а уже за ними на подиуме расположились саксофоны, басы и гитары, вокальные и инструментальные микрофоны... Покуда на сцену не вышли музыканты, фотографирование отнюдь не возбранялось, и охрана смотрела сквозь пальцы на попытки делать селфи на фоне сияющих инструментов. В зале, наполнявшемся публикой, звучали саундскейпы - слегка тревожные, нарастающие и разряжающиеся аккорды...  Потом, ближе к 8 вечера, они зазвучали погромче... Впрочем, самого Фриппа нигде не наблюдалось, и сложно было понять, живое это исполнение или запись. Лишь когда менеджер вынес и поставил на сцену еще одну гитару (черный Les Paul), стало понятно, что скорее всего это было закулисное музицирование маэстро. К этому моменту опаздывавшие уже в темноте только-только расселись по местам. Внезапно... включили свет и объявили перерыв! Публика загудела и снова рассредоточилась по барам и фойе. Непонятная первая часть концерта продлилась около 20 минут и оставила чувство легкого недоумения.

Тут и нам надо сделать паузу в повествовании и сказать пару слов о нынешнем составе King Crimson. Когда Роберт Фрипп объявил о том, что в новый лайн-ап войдет семь человек, из них три барабанщика, закралось подозрение, что мэтр слегка запутался в своих идеях и сам не знает, чего хочет (вернее, хочет прежде всего поразить слушателя). В предыдущем созыве, по крайней мере, была своя симметрия, а идея «двойного трио» вполне логично укладывалась в «космогоническую» концепцию King Crimson (мир - собирание хаоса и т.д. и т.п.). Нынешняя концепция связана с химическими элементами, под обозначения которых на афише закамуфлированы и фамилии исполнителей: K - Джекко Джекзик (вокал, гитара), Rf - Роберт Фрипп (гитара), Cs - Мэл Коллинз (флейта, саксофоны), Lv - Тони Левин (бас-гитара, контрабас, стик, вокал), H - Гэвин Харрисон, Rn - Билл Рифлин, Mo - Пэт Мастелотто (барабаны). Наличие Джекзика, когда-то певшего в 21th Century Schizoid Band и постепенно втершегося к Фриппу в доверие, и отсутствие Эдриэна Белью поначалу очень расстраивало. Видимо, шеф сильно поссорился со своим давним партнером, ведь из периода 80-х на концерте не было сыграно вообще ничего, а из 90-2000-х - пара инструменталов («VROOOM» и «Construction Of Light»). Но с Эдриэном, вероятно, сложно было бы исполнять вещи из совсем старого репертуара, а Джекко с успехом смог под них мимикрировать. Присутствие же Коллинза  (игравшего в Crimson с 1972 по 1974 годы) в определенной мере легитимизировало большое количество композиций 70-х годов в репертуаре (хотя он отлично «вписался» и в новые).

Тем временем публика вновь расселась по местам, свет погас, и из динамиков послышалась «настройка оркестра» из «Islands», а затем зазвучали голоса участников группы, предлагавшие зрителям выключить мобильные устройства и фотокамеры, «настроить» глаза и уши и воспринимать шоу с вниманием и удовольствием. На сцене появились семеро статных джентльменов, одетых в строгие черные костюмы, белые рубашки и галстуки. Всё сразу же зарезонировало, задвигалось, зал наполнился энергией. Последним вышел Роберт Фрипп, причем на гриф черного Les Paul он повесил пиджак, а играл весь концерт на другой гитаре цвета натурального дерева. Грянула «Larks' Tongues in Aspic, Part One», в середине которой Мэл Коллинз сыграл на флейте импровизацию на тему «Марсельезы» к большому удовольствию французов (хотя, думаю, это всё равно что в России сыграть «Калинку»). Было видно, что компания музыкантов из разных составов (и лет) уже отлично сработалась, все понимают друг друга с полуслова и даже полувзгляда. Так что «химия» между ними была, особенно это касается «коренных» участников.

Основную массу репертуара, как уже говорилось, составили старые вещи: от совсем древних «Epitaph», «Pictures of A City», «The Court Of The Crimson King» и «21st Century Schizoid Man» (две последние - на бис) к композициям из альбомов «Islands» («The Letters», «Sailor’s Tale»), «Larks’ Tongues in Aspic» (уже упомянутая одноименная вещь и «Easy Money») и двух шедевров из альбома «Red» - «One More Red Nightmare» и «Starless». При том, что «Кримзон» вовсе не «актуализировали» саунд, слушались эти вещи очень современно, отнюдь не ностальгически. Особенно поразила «Sailor’s Tale» - мощный инструментал, прозвучавший просто устрашающе благодаря рёву низких коллинзовских саксофонов. Этот интеллигентнейшего вида музыкант, вполне себе легенда, как и Фрипп, играл столь яростно, что изрядную долю «шизоидности» можно списать на его счет.  Джекзик вполне удовлетворительно справлялся с вокальными партиями, хотя порой ему не хватало язвительности, необходимой, скажем, для «Easy Money». Ну и «Starless» он, как прирожденный лирический герой, просто завалил - там, где Джон Уэттон мужественно прощался со всем сущим, Джекко стонал и растягивал звуки, как в романсе о несчастной любви (да и порядок куплетов он по-прежнему путает). А в сложной инструментальной части группа, как показалось, чуть-чуть «разъехалась». Впрочем, эти мелочи не повлияли на общее впечатление от концерта.

Очень порадовало, что на концерте прозвучали и новые композиции: помимо инструментальной «Hell Hounds of Krim» и некоторых интерлюдий, это последовавшая за ней прог-блюзовая «Suitable Grounds for the Blues» с вокалом Джекзика и ближе к финалу - сюрреалистичная, невесомая и одновременно очень проникновенная «The Light Of Day», прозвучавшая просто волшебно. Правда, последнюю совсем уж новой считать нельзя, так как она «родом» из альбома Джекзика, Фриппа и Коллинза «A Scarcity of Miracles» (2011), но именно в тот вечер в европейском туре она исполнялась впервые. Вообще, судя по сет-листам, King Crimson тасуют состав композиций на каждом концерте, что свидетельствует и об их достаточно обширном репертуаре, и об определенной свободе действий внутри группы. Есть надежда и на новый студийный альбом, хотя не будем загадывать. По крайней мере, только за счет старого материала команда не выезжает, и вообще на «старпёрский» коллектив совсем не похожа.

А что же делают в группе три барабанщика? Безусловно, это часть шоу, ведь даже установки вынесены на первый план. В «Hell Hounds of Krim» ударники играют, держа в каждой руке по две палочки. Все движения отточены, удары отработаны, ничего лишнего и всё абсолютно точно («В конце концов, это просто красиво», - выплыл из памяти какой-то мем). В записи («живой» альбом 2015 года «Live At The Orpheum») подобные барабанные экзерсисы звучат довольно скучно, вживую же смотрятся очень зрелищно - со всевозможными «дуэлями» («Devil Dogs Of Tessellation Row»), поочередными вступлениями («Banshee Legs Bell Hassle»), вопросами-ответами. Всё это слегка напоминает японские барабанные шоу, где визуальная часть столь же важна, сколь и звуковая. Самая скромная установка была у седовласого «индустриальщика» Билла Рифлина (к тому же во многих вещах он играл не на барабанах, а на синтезаторе), множество перкуссии и электроники - у Мастелотто, а вот обширное соло досталось только Гэвину Харрисону, хотя все трое барабанщиков были этого вполне достойны.

Что касается самого маэстро, то он сидел, отнюдь не прячась, в правом углу, играл и... улыбался. Да-да, тонкая загадочная улыбка, как у Моны Лизы, иногда озаряла его лицо, и это не было наваждением. Фриппу явно нравилось то, что происходит на сцене, и даже попытки некоторых нерадивых зрителей фотографировать со вспышкой во время концерта, казалось, уже прекратили его волновать. Да, в 69 лет, наверное, многое кажется не существенным. В то же время 69 лет, как выясняется - отличное время для творчества. Взять того же Гилмора... Роберт играл очень мягко, не делая лишних движений, иногда нарочито подчеркивая фразировку, как в «Starless», но в то же время зорко следил за тем, что происходило на сцене и в зале... Настоящий мастер. Отгремели финальные «нетленки» из дебютного альбома, зал взорвался аплодисментами, семь джентльменов откланялись, Тони Левин сделал снимок для своего фотоальбома. Европейский тур заканчивался через два концерта в Голландии. В декабре - Канада и Япония... Вопреки мнению скептиков, данная инкарнация King Crimson оказалась жизнеспособной и перспективной. Как же хочется, чтобы шоу продолжалось...

Елена САВИЦКАЯ
Фото: В. ИМПАЛЕР
Previous post Next post
Up