«Ваша лошадь тихо ходит», - это про меня. Публикую запоздалую заметочку, на сей раз - на фэнтезийный рок-мюзикл «Последнее испытание», с которым я ознакомилась ещё 23 сентября прошлого года. Честно говоря, я рада, что не опубликовала первый вариант буквенной простыни. Потому что свеженькие впечатления были довольно-таки тухленькими. Теперь же мне необходимы регулярные вливания арий «ПИ».
Этот без преувеличения народный проект, средства на который собирали всем миром на краудфандинговой платформе «Планета», поставлен по мотивам долгоиграющей эпопеи Dragonlance a.k.а. Сага о копье (судя по всему, это серия, мимикрирующая под высокое фэнтези). Примечательно, что проект регулярно переделывается и дополняется. На сегодняшний момент постановщики-энтузиасты умудрились снять киноверсию мюзикла и не раз задорно погастролировать по Эрэфии.
Рейстлин Маджере в исполнении Бирина брутален, яростен и рахитичен одновременно, но, честно говоря, после просмотра видеозаписей мне все же милее Егоров. Уж больно нравится его звучный голос, тональность и пластика (хоть он и меньше остальных солистов смахивает на прокаженного). Сам персонаж - в общем-то типичный антигерой-обиженка, страдающий комплексом бога.
Карамон - эдакий Иван-дурак криннского разлива (суровый Колпаков органичен и в таком образе). На первый взгляд, он - примитивный и несколько комичный рыцарь в заблёванных доспехах, любящий бойко размахивать мечом и проводить досуг в бочке (в буквальном смысле), однако, когда сентиментальный Карамон перестает быть ведомым своим ненаглядным братцем, он раскрывается под иным углом. В этот момент наивный вояка становится чуточку интереснее.
Богиня инферно Такхизис - трикстер-эротоманка (как ни странно, самый здравомыслящий персонаж из всех, потому как именно она вещает об очевидном и не брезгует метаиронией). Безусловно, ее партии по экспрессивности не уступают ариям ведущего мага. Для меня лучшей композицией всего проекта мгновенно стал их мощный дуэт «Властелин Ничего» (он прекрасен даже структурно). Только именно та версия, в которой на каждое обнадеживающее «не поздно» Рейстлина Такхизис добавляет бесскомпромиссное «поздно». Сильно.
Не могу отказать себе в удовольствии детально проехаться по характеру Светлой Жрицы Крисании. Эта такая дивная зашоренная дева, эдакая весталка с комплексом спасительницы, по ходу сюжета феерично теряющая все свои духовные скрепы (опача, оказывается, справедливые наместники бога в златых коронах строят царство и авторитет на профилактическом геноциде, а очаровательный перебежчик-альбинос, прямым текстом говоривший о том, что он сертифицированный предатель, может цинично дать под зад в самый неподходящий момент!).
Как уже многие отмечали, Крисания стоит Рейстлина, она - его мнимый антипод. Для полноты образа ей не хватает таблички с незабвенной надписью: «Вы все дураки и не лечитесь! Одна я умная, в белом пальто стою красивая!». Она, считавшая себя Светлой (и, следовательно, выше и чище «непросветлённых»), видимо пропустила мимо ушей то, что истинная непорочность, - эта именно та черта, которую возможно выпестовать только в условиях постоянного искуса. Грубо говоря, чтобы быть истинным праведником, - тебе необходимо добровольно и осознанно отказаться от превращение камня в хлеб, даже если ты истощён от голода. И отказаться не единожды.
Светлой Жрице было легко веровать, покуда она, разряженная в красивое белоснежное платье в блестяшках, жила в безопасном пространстве в окружении красивых ритуалов. А как вышла в люди, - что-то все не очень красиво оказалось! Привлекательные и красноречивые спутники могут быть очень даже гаденькими в иных аспектах, авторитеты - гнилыми, а ритуалы - очень даже кровавыми. Её реактивная депрессия на краю пропасти - это следствие краха всех иллюзий относительно представления о себе и о мире. Но, впрочем, дева сама подписалась на авантюру. Проси и получишь, как грится. Мне нравится такая эволюция сюжетной арки персонажа.
Что касается взаимодействий основных героев, - с головой они дружат неохотно, в нужный момент друг друга не слышат и практически не просчитывают последствия своих действий (а потом дружно воют о разбитых надеждах и тотальном одиночестве). Финал хорош и логичен. Он хоть и горчит, но в том-то и заключается его прелесть (полусчастливая альтернативка не была бы столь назидательна и эмоциональна). Зритель в очередной раз может своими глазами увидеть наглядное подтверждение прописной истины о том, что гордыня - мать всех пороков. Я бы добавила сюда ещё и гормональную тупорылость, но это все же чуть про другое.
Сценография ожидаемо аскетичная, функционал основного декора в виде клыкастых скал выжат по-максимуму. Видеомэппинг удачно помог «рассказать» историю с визуальной точки зрения. Читала, что в гастрольной версии вводили декор с применением песка, по-моему, это интересная находка, жаль, что это лимитированная фишка.
О сарториальной стороне вопроса. Мне чрезвычайно понравилась безмолвная и очень стильная Смерть в пышном капюшончике, еле ползающая и сильно скрюченная (но оттого не менее пугающая). Обычно Косая представляется как нечто прямоходящее, но в «ПИ» Смерть такая вся пресмыкающаяся, грузная, хотя очевидного функционала не лишённая: она так и жаждет сцапать хоть что-то мало-мальски живое.
Теперь об изъянах. Челодлань вызвало только крайне непонятное нагромождение (это такой тюрбан?) на голове изящной инфернальной богини Такхизис. Хореография нестройная и рваная, исполнители часто двигались вразнобой (нарочито ли?), танцевальный консонанс все-таки приятнее для глаз, но все же в мюзикле филигранность телодвижений, - дело второстепенное. Хотя, конечно, на общее впечатление это тоже влияет. Гармоничным показался танец, сопутствующий алхимической свадьбе.
Авторам желаю чуточку отшлифовать постановку, надеюсь, энтузиазма ещё предостаточно. Проект стоящий, его хочется пересматривать снова и снова, а это маркер оригинальности. Ах да: от перебоев со звуком иногда текла кровь из ушей, поэтому врубиться в коннотацию партитуры порой было немножечко сложновато. Но это камешек в огород техперсонала.
P.S. Впервые побывала в ДК им. Горького (типичное наследие совка, но все же не такое убогое, как, например, ДК Ленсовета). В очередной раз убедилась в том, что километровые очереди в душные дамские комнаты и сомнительные буфеты неискоренимы. Ух и живучая же совдепия, телевизионными инновациями ее не добьёшь!
P.S.S. Стенды с аляпистой бижутерией как-то подозрительно мигрируют из театра в театр, подогревая мою паранойю.