Что такое ошибки? Как начать хвалить себя за ошибки?
Для начала вопрос:
Если мой ребенок учится чему-то - писать, рисовать, готовить, шнурки завязывать. И вот он что-то сделал не так, ошибся - пролил, испачкался краской, порвал лист карандашом, рассыпал муку. И я его ругаю, я сержусь - в этот момент я забочусь о нем или о себе?
Если я его ругаю, то я или ждала от него сразу супер-результата, или тороплюсь поскорее закончить с этим, или…. Да, о себе, конечно, я думаю.
Вернее не замечаю, что думаю о себе
Если я думаю о ребенке. То я точно знаю, что он в начале пути. Я радуюсь уже тому, что он интересуется, трудится, начал новое дело, оторвался от мультиков и планшета.
Я точно знаю, что ему нужно время, чтобы что-то начало получаться. И я готова ждать столько, сколько понадобиться моему единственному в мире малышу. А не столько, сколько написано в справочнике «среднестатистически» для неизвестных мне среднестатистических детей, которых может быть, и не существует вовсе.
И не столько, сколько потребовалось детям соседки, может она все придумала, а им больше потребовалось?
Если я думаю, о ребенке, я точно знаю, что ему сейчас нужна моя поддержка. Ему сейчас трудно и моя задача - замечать, как он потрудился, как ему непросто. Не хвалить просто так на ровном месте - это не будет ценно. А сопереживать, почувствовать, как ему сейчас - от чего он устал, а от чего он горд. И поделиться с ним моим сопереживанием.
И я точно знаю, что мой ребенок в начале своих путей будет ошибаться.
Он точно будет ошибаться. Обязательно. Потому что он пробует, он делает что-то непривычное.
Как он может не ошибиться?
И тогда я знаю, что каждая его ошибка - это не ошибка - это ступенька, проба, шаг в новое. И тогда у этой ступеньки нет знака «хорошо» или «плохо»
Он идет, он учится, он пробует. Нет оценок, это начало, ошибки в начале необходимы.
Ошибки детей - это сигнал для нас - «будь рядом, верь в меня!»
Возможно, многие взрослые скажут, что с ними так не няньчились.
Что за ошибки их ругали так, что хотелось провалиться сквозь землю.
Да, со многими так и было.
И мы это приняли от родителей, взяли в свою жизнь, и продолжаем так с самими собой обращаться. Мама и папа давно нас не критикуют, мы делаем это сами.
И тогда наши ошибки становятся нам самим не ценны.
Нам становится не ценен наш труд, наш пот, наши старания в любом месте, где мы учились новому
Мы не могли не делать ошибок
Но по чьему-то мнению - делать их мы не имели права.