Фэн-шуй и градостроительство

Jun 11, 2011 23:21

Помнится, лет десять назад, когда фэн-шуй был модным увлечением, мы с мамой после прочтения журнальной статьи на соответствующую тему решили (скорее ради развлечения, чем всерьёз) просчитать нашу квартиру - знаете, там пространство делится на определённые зоны, отвечающие за ту или иную сторону вашей жизни. Как выяснилось, зона богатства у нас приходилась аккурат на санузел.

Но бог с ним, с нашим унитазом. Интересно другое: харьковская площадь Дзержинского (позднее Свободы), пафосный парадный плац столицы Советской Украины, образовалась на месте пустыря, географическим центром которого когда-то был... общественный туалет типа сортир. Не знаю, как это толкуется с точки зрения фэн-шуя, но на определённые мысли наводит. Позволю себе процитировать отрывок из книги воспоминаний Я. Гельфандбейна (в скобках жирным шрифтом - мои пояснения):

К зданию Ветеринарного института (мы его знаем как бывший Дворец пионеров - Х.), что был, когда то, на пересечении Ветеринарной (ныне Иванова - Х.) и Сумской улиц, прилегала Ветеринарная площадь (современная площадь Свободы - Х.). Площадь, как площадь. Частично покрытая булыжником, сквозь который местами пробивалась зеленая травка, которую неустанно щипали пасущиеся там козы, с двумя или тремя глубокими ямами, заполненными мусором подозрительного происхождения и бродячими кошками, выжидающими добычу, которая водилась в этих ямах. Как и положено, ветеринарный институт благоухал всеми ветеринарными запахами, разносившимися по округе. Частенько ветеринарный букет его запахов усиливался парфюмерией тайных ночных посещений его оврагов властителями ночных улиц - золотарями. Земли этой округи принадлежали Харьковскому университету, здание медицинского факультета которого (находилось на месте «Стекляшки», разрушено в войну - Х.) своим фасадом прикрывало все это великолепие со стороны Сумской улицы. <...>

Был в Харькове обычай - с наступлением вечерней прохлады выходить на прогулку по Сумской улице, гулять в университетском саду (теперь сад Шевченко - Х.), боковые дорожки которого выводили как раз на злополучную площадь. Правда, возможность таких прогулок в этом районе существенно зависела от розы ветров, и гуляющие обычно, старались обходить и ветеринарный институт, и Ветеринарную площадь. Тем не менее на скамеечках, скрытых в зелени парка и днем и ночью, а в особенности по вечерам, слышались шепоты, глубокие вздохи, а иногда раздавался и приглушенный плач. Суровая необходимость человеческого бытия вызвала надобность построить здесь архитектурное сооружение для удовлетворения насущных человеческих потребностей. Общественный туалет того времени имел весьма неэстетичное решение. <...> И хотя его внутреннее оборудование и внутренний быт не прикрывались крышей, и не были обозреваемыми для близлежащих домов (попросту их не было вблизи), шапки и котелки, соломенные шляпы или просто нечесаные волосы, а с обратной стороны женские шляпки, возвышались над двенадцатигранной металлической стенкой, а в просвете между стенкой и полом, можно было наблюдать обувь самых разнообразных фасонов - от фасонистых лаковых штиблет, до крестьянских лаптей или просто босых ступней. <...>

Оно, это сооружение, возвышалось посредине площади, отличаясь своей деловитой специфичностью такой, что при всей его необходимости, его нельзя было оставлять для потомков, чтобы не прослыть у них «неруганными идиотами». И это сооружение снесли, разрушили запросто, за один день, как сносили тогда и другие, намного более ценные памятники культуры и архитектуры, разрушение которых у потомков действительно оставило горькую память. И, по иронии рока, если на месте многих архитектурных ценностей, так ничего и не возвели, кроме разве скверов или прокладки трамвайных путей, место этой достопримечательности стало геометрическим центром нового Харькова. Вокруг него, ставшего центром громадной клумбы, раскинулась площадь Дзержинского, выросли Госпром, гостиница Харьков, дом Проектов (нынешний университет - Х.), дом обкома партии (на его месте в настоящее время стоит здание обладминистрации - Х.), а позднее и весь «район Госпрома».

(с) Яков Гельфандбейн, «Река воспоминаний»

цитаты, заметки о старом городе, Харьков

Previous post Next post
Up