Мироносицкий сквер. Часть II: церковь, театр, депо

Aug 03, 2010 20:52

Итак, обещанное продолжение.

После революции с Мироносицкой площадью и церковью обошлись именно так, как обычно и обходятся с лакомым куском земли в центре города. Когда у новой власти дошли руки до активного градоустроительства, судьба сквера была решена. Как долго функционировала церковь, я сказать затрудняюсь. Сквер какое-то время пробыл просто сквером, здесь гуляли и отдыхали; кажется, здесь даже была детская площадка. А в 30-х годах церковь снесли, поскольку было принято решение построить на этом месте грандиозный оперный театр, приличествующий столице УССР. Слово Александру Юрьевичу Лейбфрейду, академику архитектуры, и Тамаре Владимировне Новогребельской, инженеру-конструктору (все цитаты ниже взяты с kharkiv.proua.com/article/2004/09/13/134403.html):

Тамара Владимировна:

Очень красивая церковь стояла, белая - мне приходилось там бывать. В ту пору, когда стали храмы разрушать и искать тому причины, нам сказали, что церковь мешает, что это площадь вблизи театра, театр старый - взорвем церковь - построим оперный театр.

Александр Юрьевич:

Ее строили в три приема. Старая церковь построена в начале 19-го века. Во второй половине века церковь реконструировали и, наконец, на рубеже веков замечательный харьковский зодчий Ловцов, автор Благовещенского собора и ныне разрушенной Дмитриевской церкви и многих других храмов построил великолепную колокольню, реконструировал и расширил сам храм. Этот храм и разрушили, когда начали строить оперный театр. Его взорвали, но не знали о том, что в колокольне были заложены металлические тяжи, которые держали ее очень прочно и устойчиво. И когда взрывали колокольню, ее верхушка зависла на тяжах. В народе стали поговаривать, что Бог не позволил разрушить церковь. Тяжи перерезали автогеном, церковь благополучно разобрали.

Тамара Владимировна:

Мы же были атеистами, принимали на веру все, что нам говорили, а верующие были в ужасе. Стояли на коленях цепью по двое суток, сменяя друг друга, чтобы не подпустить разрушителей, но ее все-таки взорвали. Вокруг нее изумительный сад, сирень, соловьи заливались...

Александр Юрьевич:

Мысль построить на месте храма грандиозное здание театра возникла в 30-х годах. Задумали его с залом на 4 тысячи зрителей и огромной сценой, через которую можно было бы пропускать демонстрации, даже проезжать танки. Объявили международный конкурс проектов. Ажиотаж необычайный: поступило 144 проекта, больше ста - из зарубежных стран. Среди конкурсантов - Вальтех, Гроппиус, Брейер, по предположениям были проекты Эриха Мендельсона и даже самого Карбюзье. Из Японии прислал проект Ямасаки, но победил заказной проект братьев Весниных. Он был задуман в стиле конструктивизма и полностью отвечал программе действий. Виктор Карпович Троценко возглавил группу, которая разрабатывала рабочие чертежи. Однако сразу возникли разногласия по поводу облика здания. Стиль сочли не модным, хотели вернуться к классике. Троценко предлагал варианты, один, наконец, утвердили. Строить начали со стороны Чернышевской - там должны были располагаться артистические уборные, декорационные мастерские - здание было задумано с внутренним двором и проездом с Чернышевской улицы, а фасад обращен к Сумской. Строительство велось неторопливо, а когда в 34-м году столицу перенесли в Киев, и вовсе притихло. Решили, что Харькову теперь такой большой зал уже не нужен, еще раз переделали проект - строительство остановилось... Начались поползновения желающих использовать уже построенное здание в своих целях. И тот же Троценко разработал проект превращения здания в жилой дом. Этот дом - единственный след того грандиозного проекта, который съеживался, уменьшался и тихо зачах.

Сейчас на первом этаже этого здания находится Муниципальная галерея. А вот сам проект т.н. «Театра массового музыкального действа»:



Таким образом, в самом центре города оказалась пустая, ничем не занятая площадка. Естественно, власти не могли это так оставить.

Александр Юрьевич Лейбфрейд:

Заброшенная строительная площадка в центре города, в великолепном месте привлекала самых неподходящих застройщиков. Чтоб уберечь место, в Гипрограде УССР, который находился в Харькове, приняли кощунственное, на первый взгляд, решение. Для первой в Украине троллейбусной линии решили построить там временное депо. В 39-м году пошел первый троллейбус. И вот в таком виде все это и настигла война.

Вот пара фотографий этого уже полуразрушенного депо, сделанных после первого освобождения Харькова в феврале 1943 года:




Здесь, судя по всему, на заднем плане видна улица Гоголя:




После войны троллейбусное депо не восстанавливалось (его попросту перенесли в другой район); на его месте методом народной стройки был заложен сквер «Победа» с бассейном и фонтаном-беседкой «Стеклянная струя». Общий план сквера и фонтана разработан архитекторами А.М. Касьяновым, В.И. Коржом и А.С. Маяк. Торжественное открытие сквера состоялось в 1947 году, а в 1958-м, в честь 40-летия комсомола, на его территории была открыта Аллея комсомольцев-героев. По обе стороны аллеи установлены бюсты комсомольцев (открывает её бюст Н. Островского, а далее идут скульптурные портреты 3. Космодемьянской, А. Матросова, О. Кошевого, Л. Убийвовк, И. Минайленко, А. Зубарева и Г. Никитиной).

Подробнее о «Стеклянной» (Зеркальной) струе - в следующий раз.



заметки о старом городе, Харьков

Previous post Next post
Up