С Артуром Хейли нас познакомили на 3-м курсе на вводном курсе общего менеджмента. Преподавательница так и сказала: очень советую. Вся жизнь управленца и показательные решения. Ну, вероятно, она сказала не совсем так. Но тогда мы еще немного прислушивались к тому, что нам советуют. И мы пошли в библиотеку.
Я не могу сказать, что к сегодняшнему дню, прочитала все-все его книги. Но те, которые знает и любит весь мир, есть в моей голове.
За что мне нравится Хейли? За ответственность. За внимание к деталям. За полное погружение в закулисные арены - отеля ли, аэропорта ли, больницы или телестанции.
Пару месяцев назад (Боже мой, уже пару месяцев), я закончила читать "Вечерние новости".
Неожиданно жестокая книга. В таком ключе этот автор мне еще не представлялся. Прагматик и управленец становится наблюдателем, хотя сохраняет все свои привычные черты. Только условия на этот раз - это внутренние дрязги телекомпании, проблемы нравственности, вопросы жизни и смерти. Он словно отходит от этого, механически описывает процесс. А за описываемым процессом люди, люди, люди. Что они чувствуют, чем живут, в каком прошлом оставили свое вчера. И там все, как в жизни. Он равно спокойно пишет о смерти заложников и гибели тех, кто пытался их освободить.
Вот, вот что случается на самом деле - будто бы говорит автор. Невозможно обойтись без последствий. В жизни никого не спасают быстро и четко. Спасатели не приходят вовремя. Террористы не становятся жертвенниками. В мире еще полно идей, которые подобны заразе, и мест - для их воплощения. В жизни предстоит бег через поднимающуюся сельву и жару, когда позади слышны выстрелы.
Хотя не обошлось и без доли геройства. Раненый остается, чтобы задержать бандитов, а Гарри Партридж падает под пулями, не успев добежать до самолета. Но, в отличии от большинства героев, он заранее написал завещание.
Здесь показано, как на фоне личной трагедии человека продолжает работать и процветать общество. В данном случае, телестанция пользовалась случившимся со своим же ведущим - похищением его родных, как сенсацией, как материалом. И, сам Кроуф воспринимает это совершенно нормально. Так надо. Поэтому в конце, сидя в самолете со спасенными женой и сыном, он начинает набрасывать план программы. Остальные эмоции возникнут позже, когда он останется один, когда не надо будет куда-то бежать. Он вспомнит, что за его семью погиб Гарри, что у него убили отца. Он поплачет, возможно. Он будет вспоминать это бессонными ночами. Его жизнь не останется прежней. Та его жизнь, которая скрыта от прицела телекамер, по крайней мере.