Свою трилогию про религиозные войны во Франции Дюма открывает романом "Королева Марго". Затем идет "Графиня де Монсоро" и, соответственно, "Сорок пять". Из названия первых двух книг можно сделать вывод, что главными героинями их являются женщины. Это было бы не совсем верно, хотя и не так уж чтобы ошибочно. Прекрасный романист Александр Дюма в первую очередь романист, не смотря на свое знание истории. Он становится одним из первых французских авторов, говорящих о чувственной человеческой стороне - эмоциях, предпосылках и мыслях. В его книгах кипит сражение за жизнь, за любовь, за честь. Там скрещиваются шпаги и непременно льется кровь. Такая история - блестящая, звонкая и увлекательная по нраву всем, хотя на самом деле клубок придворных интриг и захватывающих сплетен был, вероятно, намного больше.
Но, знаете, я всё равно его очень люблю.
Когда отрываешь очередной роман, то всё великолепное действие разворачивается уже будто бы у тебя на глазах. Вместе с Дюма ты проникаешь во все застенки Лувра и Бастилии, Венсена и Консьержи; идешь вслед за героями по путанным и очаровательным улочкам Парижа; заглядываешь в гости к господам королям (любому, на выбор), герцогам, монахам и лавочникам. И тем приятнее, что это еще одна вероятность развития правдивой истории.
Религиозные войны - это жестокая страница в истории Франции. На закате династии Валуа они раздирали в клочья страну. Гугеноты и католики. Христиане. Две ударных волны, натравленных одна на другую. Именем Господа сражались и те и другие. В этих условиях главным оружием протестантов и католиков стали интриги, а не способность передать свои убеждения другим. Власть над Францией была движущей силой этих сражений, в коих религия играла очень важную роль. Во главе протестантов Бурбоны, во главе католиков Екатерина Медичи и могущественные Гизы. Их противостояние затянулось на долгие 36 лет, буквально до последнего оставшегося в живых, когда в склеп сошли остальные.
Королева Марго
"Королева Марго" зачиняется днем свадьбы: умница Маргарита де Валуа выходит замуж за короля без королевства Генриха де Бурбона. Их брак не был браком в должном понимании. Это был политический союз двух умнейших людей, относившихся друг к другу с должным почтением без намека на чувства.
“Этот брак изумил всех, а людей, способных видеть глубже, заставил сильно призадуматься; сближение двух таких ненавистных друг другу партий, какими были в это время протестантская и католическая партии, казалось невозможным”
А первая ночь их свадьбы становится Варфоломеевской. По окончании её единственным гугенотом в Париже остается Генрих Наваррский, которого спасает король Карл. Историки по-разному оценивают число жертв Варфоломеевской ночи. Максималисты говорили о 100 000 погибших, реальная цифра была значительно меньше - около 40 000 по всей Франции.
Не надо обращать внимание на некоторые фильмы. Карл IX вовсе не был слабовольным. Правда, здоровье короля всегда оставляло желать лучшего. Он был достаточно несчастен в своей жизни (показывает Дюма): нелюбимый сын, неудачный король, окруженный со всех сторон льстецами и заговорами. Облеченный властью, он, по-настоящему, не мог ничего. К нему прибегали, как к крайнему средству и братья - Генрих, Франсуа (оба с надеждами о престоле), и его любимый Анри (Генрих Бурбон), и тем более мать, имевшая по истине колдовское влияние. Впрочем, Беарнец его жалел, но всё равно использовал. Его тоже можно понять. Оказавшись пленником в Лувре, одинокий, постоянно опасающийся за свою жизнь, без какой-бы то ни было поддержки, он находит средства изменить свое существование. Всё, что происходит, так или иначе ведет к нему, связано с ним. Даже несчастная любовь Лерака де ла Моля (имевшая под собой реальные исторические подоплеки) к Марго - его жене, послужила Генриху.
Переплетаются между собой и идут своей дорой в романе несколько любовных линий: Генрих Наваррский и госпожа де Сов, Марго и де ла Моль, граф Аннибал Коконас и Антриетта Неверская. А над всем этим - политика, политика, политика. Дворяне и церковь, сиятельные дамы и господа, простой народ пускаются в сумасшедшую лихую кадриль.
Верность и отчаяние, дружба и любовь, смерть и жизнь.
Даже второстепенные персонажи не кажутся таковыми. Крепко заставляют к себе привязываться де Муи, Рене, Колиньи, ла Юрьер.
Любовь венценосных господ становится губительной для их объектов. Финальным аккордом романа идет сцена казни Ла Моля и Коконаса, а в порыве ярости муж убивает госпожу де Сов.
Генриху Наваррскому не остается ничего, кроме как скорей уехать. Он снова обратится в протестантизм, начнет поднимать своих людей. Герцоги Гизы создадут союз святой лиги. На престол взойдет новый король. Мертвые останутся в своих могилах, а история пойдет своим чередом.
Графиня де Монсоро
События развиваются во время правления четвертого и любимого сына Генриха II и Екатерины Медичи. Вероломно отказавшись от польской короны, он успевает пребыть в Париж в день кончины своего брата и стать Генрихом III. Его царствие было омрачено многими бедами и войнами. Дюма показал его, как изнеженного правителя, хоть и не уменьшил при этом его самоотверженность и храбрость. Король окружает себя преданными людьми, миньонами, как их называет Дюма (фр. mignon - фаворит). А фаворитам короля противостоит четверка "анжуйцев", людей из свиты герцога Анжуйского, монсеньера Франсуа.
Однако, в центре внимания на сей раз оказывается Луи де Клермон, граф де Бюсси - храбрый и прекрасный во всех отношениях молодой человек и Диана де Меридор (графиня Монсоро). Трагичная и светлая история их любви и входит на скрижали романа. О ней сказано столько, что даже политические события того времени меркнут и отходят на задний план. Иногда, чтобы не дать забыть о его существовании, Дюма вводит на страницы Генриха Наваррского и упоминает Марго. Католической лиге, возглавляемой семейством Гизов, тоже находится место.
Король окружен со всех сторон. Беарнец всё еще не спокоен и не позабыл старых обид. Братец Франсуа хотел бы взойти на престол раньше, чем представится законная возможность. Герцоги Гизы плетут заговоры и тоже не прочь поносить корону, ссылаясь на дальнее родство и поддержку папу. И всё это сваливается на плечи королевского шута Шико, который из любви к королю берет в свои руки все запутанные нити дворцовых интриг. Екатерина (по прежнему в черном) теперь уже пытается найти компромиссы и примирить враждующих детей.
Тем временем граф де Бюсси страдает от невозможности быть вместе с Дианой и делает всё, что в его силах, чтобы просто быть рядом. Диана страдает так же. Муж Дианы невыразимо несчастен и ревнив. Душевные терзания мучают исключительно всех и долгий срок. Исключение составляют преданный веселый Сен-Люк и его жена, которые в своем счастье стараются помогать другим.
Развязка печальна.
Сорок пять
А эту замечательную книгу я еще читаю.
Читать её без знания двух предыдущих частей не стоит. Все действующие лица давние знакомцы, а упоминаемые события можно вспомнить с некоей долей причастности. Поэтому, пока приведу только аннотацию книги:
Сорок пять надежных телохранителей. Сорок пять преданных гасконских сердец, готовых прикрыть своего сюзерена от любой опасности. Сорок пять человек, в преданности которых, король может быть уверен. Много это или мало, если учесть, что рвущиеся к власти Гизы содержат целую армию наемных убийц, короля ненавидят и презирают собственные подданные, а в тени неприметной Наварры разворачивается мощь скромного королька , как он сам себя называет, Генриха Бурбона, которому только предстоит приобрести прозвище Великий к своему прославленному имени. Но пока... пока этих скромных сил, неприметно направляемых королевским шутом по имени Шико, хватает, чтобы удержать Валуа на шатающимся под ним троне.
Забегая вперед, вспоминается, что Генрих IV Бурбон, прозванный в народе добрым Анри, положил конец распрям между католиками и гугенотами. Сам он принял католичество. Династия Валуа угасла, не смотря на то, что Генрих II имел пятерых сыновей. Франсуа Анжуйский скончался от туберкулеза, Генрих III был бездетным. Говорят, что это было предсказано и тяжелый рок довлел над последними представителями старшей ветви Капетов. Династия Бурбонов, сохранилась до сегодняшних дней, не смотря на пресечение старшей ветви со смертью внука Карла X, графа де Шамбора в 1883 году.
____
К просмотру я бы посоветовала русские экранизации. Кажется, только наши режиссеры соблюдают книжные каноны, если берутся снимать роман от Дюма. Если интересен отход от истории и взгляд зарубежных мастеров, то французы весьма ничего. Шарман.