В последнее время в корейском кинематографе наблюдается достаточно большой интерес к колониальному периоду. Под катом можно прочитать мой небольшой обзор четырех таких фильмов.
Дни радио (라듸오 데이즈)
Сюжет: Кэйдзё (Сеул), 1930-е. Главная радиостанция Кореи передает радиоспектакль «Огненный цветок любви». Но генерал-губернатор Кореи хочет, чтобы они передавали пропагандистские материалы, призывающие корейцев переселяться в Маньчжоу-го. На протяжении фильма автор сценария спектакля и кореец-служащий генерал-губернаторства пытаются самыми разными способами протолкнуть в эфир свой материал. Побеждает, как нетрудно догадаться, автор сценария.
Историческая обстановка: Плохо и недостоверно, т.к. фильм снимался в Хапчхонском тематическом парке (합천 테마 영상 파크) - это такое место в Кёнсан-Намдо, где, помимо «Дни радио», снимали еще сериалы «Сеул 1945» (서울 1945) и «Скандал в Кэйдзё» (경성스캔들), также посвящённые колониальному периоду. К сожалению, парк получился достаточно убогим, и поверить в то, что это - Кэйдзё лично я не могу.
Мнение: Достаточно типичный фильм, отражающий корейский националистический дискурс: японцы - плохие, кореец, который сотрудничает с ними - всего один, остальные в той или иной мере сочувствуют Национально-Освободительному Движению.
2009:Утраченные воспоминания (2009 로스트 메모리즈)
Сюжет: В 1909 году Ан Чунгын не смог убить Ито Хиробуми, в результате чего история пошла по другому пути, Япония присоединилась к союзникам в WWII, в результате чего стала третьей сверхдержавой, а ее территория простирается от северного Сахалина до северной Индонезии.
В Корее действует террористическая группировка, которая систематически совершает атаки против влиятельной японской корпорации. Главные герои - японский и корейский полицейский - выходят на их след. Очень скоро они понимают, что с этим делом как-то связаны интересы высокопоставленных японских чиновников. Кореец продолжает расследование, и его арестовывают по ложному обвинению, но японец помогает ему бежать. После побега кореец попадает к террористам и те рассказывают ему, что они охотятся за древним артефактом, позволяющим перемещаться во времени, с помощью которого японцы уже один раз изменили историю. Между делом, кстати, утверждается, что Маньчжурия - исконно корейская земля. :-) Через некоторое время после драк и перестрелок кореец и японец попадают в прошлое, где кореец вынужден убить японца. Ан убивает Ито и история идет своим чередом.
Историческая обстановка: Сложно, конечно, судить об исторической достоверности в фильме по альтернативной истории. И тем не менее (нижеприведенные замечания рассчитаны скорее на тех, кто смотрел фильм).
1) Японские иероглифы в фильме сокращенные, между тем как эта реформа произошла при американской оккупации.
2) Название «Кэйдзё» романизировано по кунрэй-сики «Keizyô», а центрального района «Хонмати» - почему-то по Хэпбёрну (Honmachi).
3) Чанчунь в фильме называется Чанчунем, между тем, как в реальности фильма он должен сохранить название «Синьцзин» (а с учетом того, что Маньчжоу-го в фильме было аннексировано, то и вообще «Синкё»). То же относится к остальным городам Маньчжурии.
4) У террористов на стене висит флаг Кореи. Это флаг РК, а должен висеть старый флаг Чосона/Корейской империи.
5) В корейском языке в фильме совершенно нет японских заимствований, что малореалистично.
Мнение: основную идею - Ан не убивает Ито и Корея остается японской колонией - режиссер позаимствовал у Пок Коиля(복거일), автора прекрасного романа «В поисках эпитафии»(비명을 찾아서). И, честное слово, лучше бы он экранизировал книгу. Если в романе Пок Коиль честно пытался представить себе судьбу непобежденной Японской империи (что вообще крайне нетипично для жанра альтернативной истории, который обычно сводится к «как было бы ужасно, если…» или реже «как было бы чудесно, если…») и рисует полную множества деталей картину, то у режиссера после первых пяти-десяти минут фильм почти целиком сводится к перестрелкам, фантастике и тому подобному. Ну разве сложно, чтобы один из героев сказал что-то типа «а я в Мицукоси заходил за подарком дочке» или «я редко бываю в Асахимати - у меня мало друзей-японцев»? Эх!
Модерн бой (모던 보이)
Сюжет: Кэйдзё, 1937 год. Ли Хэмён - «модерн бой» - живущий на широкую ногу кэйдзёсский денди; сотрудник администрации генерал-губернатора. Он влюбляется в девушку, которая, как, наверное, уже догадались читатели, является деятелем Национально-Освободительного Движения. Через какое-то время она агитирует и главного героя, который должен пойти на празднование шестилетия Маньчжурского инцидента и подорвать генерал-губернатора с другими чиновниками колониальной администрации. Юноша, однако, по раздолбайству надевает не тот костюм (без взрывчатки) и его ловят. В конце фильма вместо него себя подрывает главная героиня.
Историческая достоверность: На высоте. Кэйдзё реконструирован с большим тщанием вплоть до маршрутных табличках на трамвайчиках. Отдельно хочется отметить компьютерную реконструкцию Дома генерал-губернатора, снесенного в 1995 года - очень, очень похоже, не в пример тому убожеству, что стоит в Хапчхонском парке.
Мнение: редкое сочетание плохого сюжета (кстати, сюжетная линия содрана из вышеупомянутого «Скандала в Кэйдзё») и отличной работы по исторической реконструкции. Если хотите увидеть колониальный Сеул - смотрите этот фильм, это почти оно.
Синяя ласточка (청연, 靑燕)
Сюжет: После того, как Пак Кёнвон (р. 1900) в детстве впервые увидела самолет, она всегда мечтала стать летчицей. Девушка приезжает в Татикаву, пригород Токио, чтобы осуществить свою мечту.
Дальше рассказывать не буду, чтобы не спойлерить. :-)
Историческая достоверность: Очень хорошо. Реалистичные костюмы, обстановка и язык (например, главную героиню на протяжении фильма называют «Боку Кэйгэн», т.е. по японскому чтению иероглифов, составляющих ее имя). Единственная ошибка, которую я увидел - в одной сцене флаги не совсем те, которые реально использовались в тот исторический период.
Мнение: отличный фильм, не ожидал такого. Атмосфера японской метрополии начала 1930-х (переход от полудемократии к тоталитаризму) передана весьма хорошо, актеры играют талантливо, очень хороший саундтрек, а корейский национализм отсутствует почти полностью. Последнее, кстати, вызвало протесты у некоторых корейских блоггеров в духе «да как можно снимать фильмы про женщину, которая летала на японских самолетах да еще и с японским флагом фотографировалась?!! Надо снимать фильмы про борцов за свободу Кореи от грязных японских оккупантов!» В общем, на мой взгляд, это еще раз подтверждает высокое качество фильма.