Итоги года. Книги.

Dec 24, 2010 12:37

На очереди книги =)

Книга года - Стивен Сэйлор, "Римская кровь".
Трудно писать положительные рецензии, потому что родить что-то кроме "Божэбожэ, это круто!" требует усилий. Так, постараюсь обо всем по порядку.
Я люблю историю Древнего Рима, и эпоха, в которую происходят события - диктатура Суллы, молодой Цицерон, обогащающийся Красс, юный Цезарь - моя любимая часть. И я люблю пофантазировать на тему того, как жилось в цицероно-цезаревское время римлянам.
И вот, мне попался наконец-то писатель, с которым полностью совпали мои пожелания относительно такого фантазирования. Во-первых и главных, они абсолютно историчны. Написано все профессиональным историком и знатоком эпохи. Во-вторых, главный герой - персонаж вымышленный, а не историческая личность, и автор не пытается рассказать читателю о мыслях и чувствах всем исзвестных деятелей. Поскольку рассказ ведется от первого лица почти обычного гражданина, то автору не приходится делать однозначных выводов. Всё, что говорят "знаменитости" может быть правдой, а может быть и ложью (что неоднократно подчеркивается). Мотивы их поступков неизвестны главному герою так же, как неизвестны нам. Можно строить массу предположений, но на однозначность писатель не претендует (замечу, в отличие от всем известной Маккалоу). Особенно это явно проявилось в третьей книге цикла, с противоречивейшим образом Катилины: то ли блогородного бойца, погибшего под градом ложных обвинений и копий, то ли беспринципного лжеца, жаждущего наживы. Но сейчас речь о первой книге.
Итак, сами события соответствуют истине, и явных исторических ляпов мною не обнаружено. Видно, что автор любит эту эпоху и уважает действующих лиц, поэтому старается выписывать их такими, какими о них вспоминают их современники и историки, и какими они видятся из многочисленных трудов, а не теми образами, которые сложились у масс или были взяты с бухтыбарахты.
Место действия, само собой, Рим. Но автор решил показать нам его темную сторону, которая соседствует с благообразием и пресловутым достоинством римлян. Надо сказать, что ничего за две с лишним тысячи лет не изменилось. И сейчас все большие города таковы - роскошь, мудрость, честь и совесть соседствуют с отбросами и ужасающей несправедливостью и жестокостью судьбы. Ведь и сейчас есть всё тоже: наивная вера в благородство и желание что-то изменить, люди, которые реально что-то меняют, люди, руки которых по локоть в крови, люди, которые с уважением относятся к зависимым, люди, которые зависимых терзают и притесняют, и прочие убийцы, насильники, грабители. Да, названия немного изменились, но люди всё те же. Только раньше они были чуть-чуть честнее.
Приятно удивили, за что отдельное спасибо автору, регулярные краткие экскурсы в историю, даже относительно не участвующих в деле людей. Например, шли герои по улице, вдруг увидели пожар, тут же, конечно, и Красс. Нам делают ненавязчивое объяснение, чем именно по жизни зарабатывает Красс, и хотя я это всё уже знала, очень приятно встретить знакомые лица =)
Сам основной сюжет закручен очень хитро, и даже в то время, когда всё кажется уже понятным, внезапно открывается что-то новое. Развязка меня вообще ошеломила, хотя вроде можно было и догадаться. Но это всегда так, сначала обалдеешь, а потом думаешь, что вообще-то многое указывало на такой итог. Кроме того, события не застывают, развиваются довольно живо, так что скучать в древних декорациях не придется.
Да и как можно заскучать в Древнем Риме? =)

Открытие года - искусствоведческие детективы Йена Пирса про Джонатана Аргайла. Я слышала о них, но мне всё казалось, будто это что-то вроде Дэна Брауна, так что я не спешила знакомиться. Однако, искусствовед Йен Пирс меня приятно удивил своей интеллигентностью.
Главный герой, конечно, просто нечто: невезучий растяпа, как все ученые (и особенно в сфере искусства), но тем не менее чертовски умный. И этому веришь, потому что ведь нереально, чтобы человек искусства, проводящий полжизни в библиотеках, а оставшуюся половину - в музеях, обладал какими-то навыками следователя. Очень жизненный персонаж. Все остальные, начиная с хитрого генерала (естественно, разве генерал может быть другим?) и его деятельной и пробивной помощницы, настоящей итальянки. Все такие натуральные, что легко верится в их действительное существование.
Сама обстановка сферы искусства создает особую атмосферу, и все, что ее касается, описано автором с особой нежностью. Любопытные подробности по части картин и реставрации, да и библиотечно-музейная атмосфера, добавляют приятности. В общем, эта книга - творение искусствоведа, и сей факт явно накладывает свой отпечаток. Ничего другого я и не ожидала от человека искусства. =)
Очень приятное чтение.

Публицистика года - никто пока не может сравниться с несравненным. Что и говорить, снова здесь книга Артуро Перес-Реверте. Раз уж две из трех переведенных на русский язык книг уже побеждали в номинации, то пускай теперь это будет "Корсарский патент". В следующем году мне, видимо, придется либо идти по второму кругу, либо включать книгу на испанском языке =) Хотя еще может произойти чудо и я увижу более достойную публицистику (на этот счет присутствует немалая доля скептицизма).

Историческая книга года - Джон Голдсуорси и Альберто Анджела бьются как львы за эту номинацию =) пожалуй, есть смысл назвать победителями обоих.
Адриан Голдсуорси - прекрасный историк. Пожалуй, один из лучших в области Древнего Рима среди современников. Всё, что он пишет, сопровождается ссылками на источники, а предположения подкреплены известными фактами и выглядят логичными. Он не допускает самодеятельности - и это очень важно. Несмотря на то, что Голдсуорси пишет как современный автор, иногда даже с юмором, он остается историком на все сто процентов. И его книга "Во имя Рима", посвященная жизни 15 самых известных римских полководцев, более серьезна и специфична, нежели "Один день в Древнем Риме" Альберто Анджелы, которая рассчитана на массового читателя. Впрочем, Анджела так же строго следит за историческим соответствием, но он больше антрополог, а его книгу интересно будет прочитать каждому. Она посвящена обычному дню большого города. 2000 лет назад.
Впечатление от книги Голдсуорси омрачает лишь то, что слишком мало написано про каждого из полководцев. Всего их 15 и про каждого можно было бы написать отдельный талмуд. Кстати, с Цезарем Голдсуорси так и поступил. Осталось еще 14 =) Я бы с удовольствием читала и читала про каждого.
Однако, концентрат этих полководческих деяний позволяет оценить тактику и стратегию Рима в динамике. Почти на всем протяжении существования государства Рим, начиная с самых первых полководцев и их подхода к армии, и заканчивая последними императорами уже слабеющей разделившейся империи. Менялись полководцы, менялась армия, менялись и методы ведения войн... Закончилось всё, конечно, печально. И тем не менее, это были великие свершения, оказавшие огромное влияние на последующую историю Европы. Они заслуживают пристального изучения как на каждом отдельно взятом этапе, так и в целом.
Книга же Анджелы не заставляет разбираться в построениях войск и тактике Рима. Она посвящена самому городу, его жизни, неумолкающей суете. "Каждому часу соответствует определённое место и персонаж Вечного города с его занятиями. Так постепенно разворачивается во времени картина повседневной жизни в древнем Риме". Люди, занимающиеся своими обычными делами, описаны очень живо. Такую книгу стоит почитать всем, чтобы в следующий свой поход в музей представить как использовались те предметы, которые теперь лежат в витринах, вообразить себе всю эту жизнь, быт, судьбы... Печально, что большинство видит в этом только вековую пыль и ненужную рухлядь.

Детектив года - Джонатан Келлерман, серия про доктора Дэлавера. До этого мне никогда не попадались детективы, в которых главный герой был бы психологом. В данном случае докторская степень рассказчика накладывает определенный отпечаток, всё предстает в свете эмоций людей, их фобий и разного рода патологий.
Сам писатель - доктор медицинских наук в области психологии. Так что эти сочинения не совсем уж бессмысленный хлам. Они написаны профессионалом, человеком, для кого подобные вещи - часть работы. Кроме того, в книгах присутствуют качественных язык и богатые описания. Читать их очень приятно и интересно, и это не просто расследования преступлений, это расследования жизни и судеб людей.

Юморная книга года - серия про Флетча, Грегори Макдональда. Особенно порадовал "Еще Флетч". И юмор, и жизненные ситуации, и очень душевные путешествия по Африке.

Короткая история года - Элмор Леонард, "Поезд на Юму". Неплохие вестерн-рассказы =) Вообще, лучшие рассказы, которые я читала - это О.Генри. Но если он уже прочтен, то...приходится искать варианты.
Многие ведь помнят фильм "Поезд на Юму"? =) Лично мне он понравился. Хотя в рассказе все происходит значительно быстрее, но рассказ мне понравился так же. Там, правда, акцент сделан на другое =)

Стильная книга года - другой номинации у меня просто не осталось, поэтому обстоятельства вынуждают поставить сюда Бенаквисту. Бенаквиста - крут. Пожалуй, из всех его книг, прочитанных мной в этом году, этого места заслуживают две: "Кто-то другой" и "Три красных квадрата на черном фоне". Они совершенно разные, и, если честно, мне больше понравилась "Кто-то другой", но "Три красных квадрата..." явно более стильна, поэтому ничего не остается, как поставить обе победителями в этом пункте =)

Душевная книга года - Ясунари Кавабата, "Старая столица". И "Стон горы" тоже пусть будет.
В книгах Кавабаты такая умиротворенная атмосфера... хотя вроде и о проблемах пишет, но с невероятно созерцательным настроением. Всё спокойно, никаких сумасшедших эмоций и нервов. То, что надо для душевной медитации. Следишь так себе спокойно за сюжетной линией, и тут вдруг она обрывается - и всё, конец. Продолжения-то нет. И только тут понимаешь, что автор, собственно, совсем о другом, обращаешь внимание на совсем другие вещи, а сюжетная линия, за которой следил, и не так уж важна, и не так уж оборвана. Как говорится, бог в деталях. И вообще-то всё цельно и закончено. Настоящий японец писал, одним словом. Очень нравится. *не зазря Нобелевку дали*

Суровая книга года - Артуро Перес-Реверте, "Баталист". Это адски суровая книга. Можно сказать, вся она представляет собой одну беседу о войне между двумя ее участниками. Это обмен воспоминаниями, попытка понять причины, найти смысл происходящего на войне. Для героев книги война - это единственно настоящий мир, с которого сорвали глянец цивилизованной жизни, а всего один эпизодический персонаж, который не имеет отношения к войне (или скорее думает, что не имеет), называет этот взгляд "извращением". Герои же на войне увидели настоящее лицо человечества, не скованного искусственно созданными законами и нормами морали. Жуткое лицо жестокости, ни капли не изменившееся за тысячелетия Истории.
Как кто-то где-то написал, не каждый выдержит такую дозу жесткой прозы. Книга, без сомнения, сильная и стоит того, чтобы ее прочитать.

Путешествия года - Гончаров "Фрегат "Паллада"". Преизрядный томина путевых очерков, надо заметить. Но до чего же душевно написано! Прекрасный язык и манера изложения навевают только приятные ощущения. Гончаров пишет с таким тонким юмором, который уже и не встретишь среди современников. Всё это возвышает и делает лучше, как разговор с высокообразованным человеком.
Кроме того, автор обнародует довольно интересные и необычные для современных людей мнения о странах. Особенно мне понравилось как тогда смотрели на Японию - как на немыслимое захолустье и страну третьего мира. Так чудно читать мечты о колонизации этой страны, и то, какие насмешки в то время вызывала отсталось Страны Восходящего солнца и все их церемонии. С улыбкой думаешь: "Да-а, были времена." Кто бы тогда поверил, что спустя полтора века Япония сможет что-то требовать от России? Гончаров бы расхохотался в лицо сказавшему такую чепуху. Мысли тогда в головах были другие, и гордость была другая.
Закончив читать, можно сразу начинать заново - так жаль завершать эту приятную беседу. К счастью, объемы книги позволяют подзабыть, что было в начале. =)
Рекомендую всем, скучающим по богатому языку и интересующимся взглядами людей девятнадцатого века.

Непонятки года - Уайнбергер, "Бумажные тигры". Странно. Частью похоже на бред, частью - вопиюще с примесью многоумия, частью - любопытные гипотезы. Изощренная литература, как было сказано в аннотации. Лучше и не выразиться.
О чем пишет автор? Сложно сказать. Писатель научился у азиатов тому, что сам называет "безвременьем", непривязанностью к чему-то конкретному. Ни причин, ни следствий. Однако, ту глубокую концентрацию мысли до пары предложений почерпнуть почему-то забыл. Равно как и связь образов с природой, свойственную китайцам. В итоге получилось нечто не вполне вразумительное. Как это называет сам автор - vortex. Вырванные куски истории, рассказы натуралиста - какая-то сплошная психология движения, присыпанная орнаментами абсолютно противоположной ей азиатской психологии созерцания. Ну, как-то так не делается, на мой взгляд. Получается ни туда, ни сюда, один сумбур (хотя, возможно, сейчас такое как раз в моде).
Вероятно, найдутся любители, которых эти эссе приведут в восторг, есть в них что-то своё и определенная мысль. Но если собираетесь читать, то приготовьтесь к "изощренности", плавящей мозг.

книги, итоги

Previous post Next post
Up