Детский лагерь, он же летний практикум "Лето с шедеврами ГТГ" при Новой Третьяковке, стартовал несмотря ни на что. Три двухнедельные смены с 1 июля по 9 августа, в каждой смене три отряда по 12 человек. Возраст детей от 8 до 12 лет, но парочку семилетних тоже взяли. Овербукинг случился: взяли двоих детей сверх списков, поэтому в первой смене 38 человек.
Отряд "Абрикос Третьяковки" к прохождению квеста готов!
Программа разрабатывалась Наташей А. при активном участии сотрудников нашего отдела. Основная идея - знакомиться с русским искусством и пробовать разные техники и материалы. Мы запихнули сюда все наши интерактивы, наработки из абонементов, квест по Васнецовым, а также два похода в Лаврушинский и мультфильмы. В каждой смене программа одинаковая, но зрительный ряд и творческое задание в рамках каждого занятия зависит от желания и мастерства методиста.
День I - "Кто будет плохо себя вести, накажу ~щипцами~!" :-D
Кое-что мы скорректируем по итогу проведения смены. Например, уже сейчас ясно, что квест по Васнецовым слишком длинный и как ни старайся идёт два часа, его надо делить или укорачивать. Делать раскраски гуашью плохо, т.к. кисточки купили очень толстые. Мультфильмы детям понравились, и 2 мультика на 20' мало, им хотелось ещё. Добавим! 8-летки устают от занятий быстрее, заканчивают раньше и начинают беситься. Шум страшный в замкнутом пространстве НТМ! А уходить в 130-ю одной из групп чревато раскоординированностью. Столовую надо кошмарить, потому что они негибкие и не идут ни на какие уступки накрыть пораньше. Плюс колоссальных сложностей добавила нестерпимая жара до +34 градусов.
На прогулке в первый день...
День I
"Добрый вечер, уважаемые родители!
Это "проводник в мир искусства" Ситникова Оксана (Андреевна). Все немного пришли в себя, и я могу рассказать, чем мы занимались с детьми. :-D
Вчера состоялось первое знакомство с Третьяковкой через замечательный интерактив "Мастерская живописца". Ребята узнали, что такое пигмент, мастихин, грунт, имприматура и какое растение у художников-живописцев самое любимое. Спросите их об этом. ;-)
Затем полученные знания мы закрепили в двух живописных практиках. Сначала ребята смешивали оттенки определенного цвета - красного или синего. Кто справился, сделал зелёную палитру. Это простое на первый взгляд задание их весьма воодушевило. Затем мы рисовали пейзаж по мотивам картины Роберта Фалька, но закончить не успели".
День II
"Сегодня в первой половине дня мы посетили выставку "Васнецовы. Связь поколений" с экскурсией-квестом. У каждого была небольшая книжка-квест "Васнецовы. На пути к свету". Спросите у ребят, сколько художников Васнецовых они теперь знают? ;-) Пусть попробуют назвать какие-то новые картины - неплохо заглянуть в книжку: квест остался им не память о выставке. ;-)"
Корпоративная майка поверх платья - исключительно для фото ;-)
"Во второй половине дня дети узнали, что такое коллаж и как художники начала ХХ разрабатывали эту идею (технику) в своих работах. Смотрели Кончаловского, Лентулова, Экстер и ... Кандинского. По мотивам его бесподобной "Композиции VII" мы сделали абстрактную композицию в технике аппликации (зачеркнуто) коллажа".
Разбор полётов - самое интересное для каждого участника
День III
В этот день ребят водили в Лаврушинский переулок по страшной жаре, какой-то ребёнок чуть сознание не потерял, а в интерьерах Галереи они замёрзли. :-( Меня заменила* чудесная Люда Л., более 20 лет работающая в ГТГ, в том числе с детьми, и прекрасно знающая экспозицию исторического здания. Думаю, ребята от этого только выиграли.
____
* 3 июля мы хоронили тётю Машу.
Ox: Люда, доброе утро! Желаю удачного дня и хорошего поведения моих подопечных. Будет небольшая просьба: когда Вы с ребятами сделаете творческое задание (или раскраску), пусть они обязательно его подпишут сзади (имя, фамилия). Мы собираем папки с их работами, чтоб потом не перепутать.
Л. Л.: Доброе утро! Спасибо! Хорошо, понятно.
Ox: Люда, добрый вечер! Если можно, напишите в двух словах, как прошло сегодня. :-)
Л.Л.: Добрый вечер! Нормально, все живы. Дети заинтересованные и воспринимающие.
Oxitniko: Ой, я очень рада, Люда! Потому что на второй день меня они слушать перестали... :-( [...] Тут пионеры помоложе, в основном 11 лет и по 2-3 человека 10 и 12 лет.
Л. Л.: Некоторые прям взрослее выглядят девочки. Васнецовых они прям хорошо запомнили, сравнивали то, что мы сегодня смотрели, с васнецовскими картинами. [...] В итоге все ок, увидели, запомнили. И Андрея тоже. Я спрашивала).
Пленэр во внутреннем дворе
День IV
"Доброе утро!
Вчера утра были с ребятами на пленэре - выходили на полчаса во внутренний двор и зарисовывали растения. Нужно было создать что-то типа "ботанического натюрморта" или "ботанической зарисовки для справочника" - очень старательное, подробное исполнение растения. Рисовали с натуры карандашом, в мастерской доводили акварелью "по-сырому ". Во дворе с цветами небогато: есть хосты, папоротник, спирея и неизвестные науке крупные листья".
Пока ещё в теньке и с ветерком (в этот день было до +34)
"Во второй половине дня у ребят был настоящий мастер-класс по макетированию от иллюстратора детских книг. Это объемная вещь по мотивам "Аленушки" Виктора Васнецова. Задание хоть и сложное, но предварительная подготовка от художницы огромная, поэтому у детей почти всё получилось".
Ботанические зарисовки
На этот мастер-класс опоздали все группы, но наша отличилась аж на 20'. :-/ Как-то потерялись во времени... Однако неожиданно мы, методисты, оказались не нужны, потому что художница привела помощниц из числа своих студенток. Так что у меня очень кстати появились полтора часа для решения прочих рабочих задач, кроме лагерных. Я смогла пораньше начать и принять экскурсию интерактива "В гостях у художника Васнецовых" аж у четверых внештатниц! :-) И встретила на выставке Эмилину!
9:30 - на зарядку становись!
День V
"Добрый день! В связи с неблагоприятным прогнозом погоды парк Музеон закрыт на вход, поэтому при входе говорите, что вы в Новые творческие мастерские за ребенком".
Добрый вечер, уважаемые родители наших дорогих детей из группы "Персик-абрикос" (всё отряды назвали себя по цвету маек ;-)). Завершилась первая неделя. Она была очень насыщенной, интересной и непростой (из-за жары).
Сегодня в первой половине дня в нашей группе программа отличалась: 2,5 часа мы разбирались, что такое *графика*. Чем графика отличается от живописи? Что объединяет рисунок карандашом, акварелью, тушью с литографией и линогравюрой? Чем уникальная графика отличается от тиражной? Узнав и найдя ответы на эти и многие другие вопросы, ребята отправились в экспозицию - знакомиться с творчеством выдающегося русского и советского художника-графика Владимира Конашевича.
Калька, тушь и выкрутасы
В. Конашевич не только детские книжки иллюстрировал. Он был виртуозом туши - бесподобно рисовал и пером, и по-сырому. И даже на рисовой бумаге! Кстати, спросите у ребят, что такое "рентгенография". ;-) ;-) По мотивам увиденных работ ребята сделали художественные пробы материала и создали свой пейзаж тушью на кальке (похожа на рисовую бумагу), использую деревянную палочку-стилус, кисть и тампон из салфетки.
Домик группы "Абрикос"
"После обеда ребята отправились "в кино" знакомиться с уникальными экземплярами отечественной мультипликации режиссёра Андрея Хржановского - "Домом, который построил Джек" (1976) и "Бабочкой" (1972). Это совсем не похоже на Диснея... Спросите о впечатлениях. А в мастерской ребята перевели свои впечатления в рисунки: мы тоже построили свой "Дом"! :-D Жаль, бабочек никто толком сделать не успел..."
Мультфильмы очень затейливые и великолепно смотрятся на большом экране, я получила огромное удовольствие от просмотра. Дети хотели ещё! Мои сказали потом, что слишком весёлые мультфильмы. :-) Решили с коллегами добавить что-нибудь пластилиновое от Гарри Бардина.
Всем отдых! Отдых всем!
По итогу недели: устала, но изнутри и по ощущениям в целом получилось лучше, чем я ожидала. Если дети не начнут негативно худиганить и провоцировать конфликты, очень даже ничего: работать можно, но трудозатратно. У меня ещё кроме лагерей было много задач по Васнецовым: интерактив, квест, перенос лекции, косяки в билетке и их ликвидация. Надеюсь на второй неделе будет полегче с посторонними вопросами.