Посещение ГМИИ им. А.С.Пушкина слушателями курса "Описание и анализ произведения искусства"

May 04, 2023 21:52


Новость о походе по скульптурным залам не попала на сайт ИДО РГГУ. В конце апреля мы сходили двумя подгруппами в ГМИИ в залы живописи - 8 и 13 человек в разные дни. После этого я дописала текстик, а коллеги из ИДО его немного укоротили и подправили. Вот что получилось:

Этой весной курс "Описание и анализ произведения искусства" существенно трансформирован. Теперь за время учёбы слушатели посетят художественный музей дважды. Первый визит - знакомство со скульптурой, второй - с живописью.



Первая подгруппа в зале Итальянского Ренессанса...



Первое практическое занятие состоялось 4 апреля 2023 года в Главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина. Целый час наша группа провела в Итальянском дворике. Не только великие произведения Итальянского Ренессанса - конные памятники кондотьеров Гаттамелаты и Бартоломео Коллеони, статуи «Давидов» и разнообразные майолики семейства делла Роббиа - рассматривали и анализировали слушатели. С особым интересом они сравнили два на первый взгляд совершенно одинаковых бюста - бронзовый подлинник XVI века и его гипсовую копию.



Самые удачные мотивирующие фото у обеих подгрупп - из зала Французского искусства...

Познакомившись с творческим методом великого Микеланджело, внимательно рассмотрев слепки шедевров античной классики в Греческом дворике, слушатели отправились в залы античных подлинников. Как бы ни были хороши слепки с великих шедевров, ничто не сравнится с магией подлинного произведения искусства. Ощутить красоту материала, исследовать художественные приёмы античных скульпторов, оценить художественное и техническое мастерство древних, а в итоге отличить шедевр от памятника второго ряда - в этом состояла цель первого занятия в музее. Некоторых слушателей настолько увлёк процесс рассмотрения и анализа античных подлинников, что обсуждение ярчайших образцов московской коллекции - статуи правителя Горгиппии Ниокла и стелы с двумя воинами - продолжалось в чате группы.



Уголок Николя Пуссена...

Чтобы внимательно рассмотреть живописные подлинники из собрания ГМИИ, состоялся второй визит в музей. Мы начинали наш путь с зала раннего итальянского искусства. Здесь слушатели рассматривали средневековые мозаики и алтарные полиптихи, учились анализировать произведения темперной и масляной живописи. В архитектурной штудии П. Бордоне «Явление Сивиллы императору Августу» впечатлялись образцовым построением линейной перспективы. На шедеврах Тициана учащиеся анализировали глубину и тональную перспективу.



Клод Лоррен. Похищение Европы или всё-таки пейзаж? ;-)

В залах французского искусства XVII-XVIII вв. слушатели познакомились с классицистическими композициями Н. Пуссена, его «Пейзажем с Геркулесом и Какусом», сравнили последний с пейзажными композициями Клода Лоррена. Франсуа Буше поразил разнообразием живописной манеры в разные годы творчества. Сильнейшее впечатление произвели на слушателей работы Эль Греко,  Рубенса и Рембрандта. Каждый из этих художников по-своему гениально трансформировал итальянский метод создания живописной картины. Как цвет грунта и светлота подмалёвка влияет на общий колорит картины? Как написать облака перламутровыми, тела светящимися изнутри, а глубокие тени - бархатисто-черными?



Искусство Итальянского барокко...

Завершалось каждое занятие анализом голландских натюрмортов XVII века: слушатели самостоятельно проанализировали эти картины, на практике применив знания, полученные на занятиях по курсу.

искусство, лектор, ГМИИ, РГГУ, впечатления

Previous post Next post
Up