Болхов-Белёвский рейд. День III: Венёв и обратная дорога

Sep 13, 2020 00:26

Болхов-Белёвский рейд был хорош знакомством с городками и весями, о которых немногие слышали. Я - не исключение. Очерков в сети тоже крайне мало, так что я выложилась на первых двух днях, монументально описал Белёв, Болхов и Мценск. Причём сразу, по горячим следам нашей поездки. А вот очерк о Венёве подвис! Дабы исправить несправедливость, но не утонуть в море фактов, в последнем очерке этой серии беру за основу свои заметки, которые писала в пути, слегка их редактирую и украшаю снимками. Хочу слегка халтурно, но всё же "закрыть гештальт".

О.С.
8-9 сентября 2020 г.
==========



Венёв монастырь...

Подъём около 8:30. Все встали раньше, а я накануне читала очерки о Болхове и Венёве. Всё в голове смешалось... На старте на счётчике 629 км. Погода хорошая, +18+19, проблескивало солнышко, но был сильный ветер, так что кожаную курточку снимать не хотелось.



Интерьер верхнего храма Николо-Успенской церкви Венёва монастыря...

Около 11 утра мы отъехали от дома в Туле. За руль снова села я. Первый пункт - Венёв-Никольский монастырь. Он женский и состоит из одной очень красивой снаружи церкви 1690-х годов постройки, кладбища с люпинами и каменной ограды. В верхнем храме весь пол был устлан сеном, приятно пахло. В нижнем храме мощи святого Пимена Новгородского, который был сюда сослан при Иване Грозном. Его заточили в каменный мешок, где он не мог разогнуться и встать в полный и рост... Умер через 1 год и 2 месяца. Нам не удалось подойти к его мощам, там заканчивались крестины.



Красная площадь города Венёва...

Купив в монастыре пирожки из серой муки грубого помола, мы отправились в сам городок Венёв. Поселение "Венёва" упоминается в летописях с 1390-х годов, но городом, точнее крепостью Венёв, оно стало при Иване Грозном в 1572 году. Мы приехали на Красную площадь - это самый центр города. Здесь в каменных палатах XVII века расположился краеведческий музей, а Никольская колокольня - символ города и самая высокая колокольня Тульской области - скоро должна стать смотровой площадкой.



И площадь, и колокольня в ремонте и реставрации по программе благоустройства малых городов России. Масштабы впечатляют: на площадь выделено 60 млн, на колокольню 150 млн.



Богоявленский храм (1766) с "венёвскими вензельками" - памятник федерального значения

Сначала мы немного растерялись. Ребята сразу ушли в белый храм и, с благословения батюшки, поднялись на колокольню, где женщина-звонарь играла перезвон. А мы с Серым в это время инспектировали развалины реставрационные работы. Увидев ребят на колокольне, мы зашли в Богоявленский храм, а батюшка с кумушками трапезничают. :-) Мы поднялись на колокольню, там невысоко, но ветер сдувает. К сожалению, на город внятного обзора нет, только на реку Венёвка хороший вид. Батюшка показал нам видео мироточащих икон из церкви в селе в 15 км от Венёва. А прихожанки успели рассказать нашим, что батюшка хороший, что при нём прошла реставрация обеих церквей - барочной Богоявленской (1766) с колокольней и маленькой Казанской (1775) . Мы потом даже подискутировали на тему, что значит "хороший батюшка".



Вид на Никольскую колокольню и каменные палаты XVII века...

От ансамбля из двух белых церквей мы двинулись к ампирной красно-жёлтой церкви 1820-х постройки. Это собор Воскресения Словущего - памятник регионального значения, так что и реставрация здесь движется медленно-медленно. Около храма стоит рама с четырьмя странными рындами: оказалось, их сделали из 2 газосварочных баллонов! :-) "Голь хитра, голь мудра" - так говорила моя бабушка Валя.



Воскресенский собор (1817-1825) - памятник регионального значения



По улице Володарского мы дошли до Туристического информационного центра (ТИЦ), основанного в 2018 году. К сожалению, ТИЦ как и все культурные заведения был закрыт. Я сфотографировала с афиши qr-код экскурсии на izi.travel, но не воспользовалась этой возможностью. Ревазик с Эмилиной зашли в салон МТС. А там не только магниты и книжечки про город, но и прекрасный молодой человек, который оказался сотрудником ТИЦ! Денис любезно открыл нам Центр и даже сфотографировал нас перед входом. :-)



Преображенская улица (ныне Володарского). Красный дом (нач. ХХ в.) был и складом, и кинотеатром, и офисным зданием... Сегодня тут расположился ТИЦ

В инфоцентре проходила никому не видимая фотовыставка: съёмки историко-культурных мест Засечной черты с дрона. В основном это были храмы и усадьбы. Меня впечатлила Епифань. Я купила путеводитель по Венёву, автором которой оказался открывший нам ТИЦ Денис, и толстенькую книжку "Путеводитель. Путешествие по городам Большой Засечной черты" (2018), изданную фанатами. В ней рассказывается понемножку обо всех городках и посёлках Большой Засечной черты, а также предлагаются удобные маршруты по этим местам.



Торговая площадь и Никольская колокольня в перспективе...



Широка-а-а улица Моско-о-о-вска-я-я-а-а!..

В Венёве по большому счёту всего две старинные улицы с сохранившейся старинной застройкой - Володарского (Преображенская) и Льва Толстого (Московская). Они параллельны друг другу, пересекаются четырьмя улочками поменьше, замыкаются Красной площадью с одной стороны и автовокзалом и рынком с другой. Вот и весь пешеходный маршрут по старинному Венёву.



Аллея военной славы

Пройдя через Аллею военной славы, которая пересекает круглую Торговую площадь, по улице Льва Толстого (бывшей Московской) - мы пришли к рынку и автовокзалу. Здесь располагается милая церковь в стиле "деревенского барокко" и кладбище всё в люпинах и ромашках.



Церковь Иоанна Предтечи (1773)

Тут мы с нашими друзьями разбежались. Ревазик хотел пройти строго по маршруту путеводителя, чтоб читать текст напротив каждого задния, а здесь располагалась нулевая точка маршрута. Я и Серый хотели идти в противоположном направлении - смотреть железнодорожный вокзал. Договорились не позднее 17:00 встретиться у машины, оставленной на Красной площади.



Мы прошли сквозь парк имени Стихарёва. Он был чудесен - светло-зелен и малолюден - явно бывший усадебный регулярный сад. Оказалось, от автовокзала шлёпать больше 1 км, и мы поднажали. Нашему взору предстал странный "пост-советский" район редко стоящих пятиэтажек напротив заброшенного завода.



Здание вокзала построено в 1903 и отреставрировано в 2013 году

На этой дороге мы удивились двум вещам. Во-первых, зачем вокзал строить так далеко от центра города, который 115 лет назад и был самим городом? Это же бессмысленно! И во-вторых, если железнодорожный вокзал удалён от Торговой площади, почему кусок города между старым центром и ж/д-вокзалом так слабо развит?



Основатель династии жд-строителей и предпринимателей Карл Фёдорович фон Мекк и его наследие...

Ответ на первый вопрос нашёлся в Википедии:
...Когда началось движение поездов через Ясную Поляну, обнаружилось, что в связи с удобствами для крестьян (возможность быстро добраться до отдалённых рынков, где можно продать продукцию дороже) большая часть их начало продавать свои товары тамошним купцам, а венёвские купцы начали нести убытки. Для изменения ситуации было решено построить железную дорогу, проходящую через город Венёв.



Здание вокзала было построено в 1903 году Николаем Карловичем фон Мекк. Сначала станция была конечной, но в Первую мировую войну ветку продлили на Юг. Сегодня станция "Венёв" не электрифицирована, однако является действующей. Путей много, но лютая активность перевозок в скором времени может привести к музеефикации вокзала, как в Белёве...



По три электрички в каждом направлении и по два скорых ежедневно...

Реставрационные работы развернулись здесь в 2013 году. Кроме реставрации железнодорожных зданий, на территории перед вокзалом устроили рекреационную зону на историко-железнодорожную тему. Тут и старинная водокачка с бутафорским богатырём, и смотровая башня со стрельцом. ;-) Не столько исторически душевно, как семейно-развлекательно.





Кроме военных вагона-теплушки и колёсно-рельсового танка с надписью "За Родину", здесь демонстрируется огромный паровоз (если сравнивать с белёвским, больше раза в полтора-два). Паровоз серии А-3645 "Лебедянка" - один из лучших грузовых паровозов, созданных в конце Великой Отечественной и массово выпускавшихся ещё долгое время.



Аркадию Шайхету посвящается...

Конкретно этот паровоз был построен на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1954 году, а в 2013 году установлен здесь на вечную стоянку сотрудниками депо Новомосковск. Излазив затихшее железное чудовище и вволю нафотографировавшись, мы с Серым покинули привокзальную зону.



...Наш парово-о-о-з вперёд лети-и-и-ит
В комму-у-у-уне остано-овка-а...

На обратном пути мы купили нам на четверых местный специалитет. Венёвская баранка в форме буквы В называется булочкой-венёвкой: она похожа на сладкий бублик с маком и с глазурью. Встретившись с ребятами, мы обменялись впечатлениями от увиденного порознь. Ребят впечатлила бывшая гимназия (думаю, они имели в виду бывшее Духовное училище) - огромное здание для столь маленького городка. Значит, был когда-то этого городок богатым.



Наша последняя хавка близ села Хавки...

В 17 часов с небольшими копейками мы покинули исторический город Венёв. В паре километров от города, близ поселка Хавки, мы съехали с дороги, чтобы пообедать в укромном месте. Покрутились, покатались, увидели церковь с ярко-синими куполками, вернулись обратно к дороге. Огляделись, почертыхались и ... слопали наш обед! :-)
Обратно доехали за 3 часа 10 минут до Красного строителя, местами через платку, огибая пробки. Это 180 км (на счётчике при прощании было 880 км), потом ещё до Щукина километров 30. Душевно распрощались! Эмилина поблагодарила меня за то, что я всех кормила, а Ревазик - за то, что мы не успели его достать за эти 3 дня. :-)
_______________________

Все очерки Болхов-Белёвского рейда'2020:

№ 0. Тезисно
День I.Крепость Одоев, Жабынь, Белёв
День II. Болхов, Мценск
День III. Венёв

байкалтайцы, путешествия, Венёв

Previous post Next post
Up